Автомобиль ГАЗ-69: Переделываем электрооборудование

Категория: Ремонт Грузовиков - ГАЗ-69

ГАЗ-69Вспоминая ГАЗ-69 и его электрооборудование, нельзя не рассказать о его переделках, которые в большинстве случаев были продиктованы просто необходимостью.На газике стоял стартер с механическим приводом и для многих было просто делом чести заменить его на дистанционный (но не погрешу против истины сказав о них то, что они были очень надежны и найти их можно было в любом колхозе). Сам переводил несколько машин на дистанционное включение стартера, а с применением моторов ГАЗ-21 это стало обыденным делом.

На автомобиле стоял генератор постоянного тока мощностью около 250 ватт. Кроме того, что он обладал малой мощностью, он еще и частенько сгорал. Работалон в паре с  реле регулятором РР-24Г-2 и со своей стороны добавлял не мало проблем. На нем также не буду долго заострять внимание,  скажу лишь, что он в своей начинке не имел ни одной электронной детали и представлял из себя три реле которые в свою очередь следили за величиной заряда батареи и напряжения. Обычная регулировка реле электриком, состояла из наблюдения за приборамии подгибанием ограничения хода контактов пластин и зачисткой контактов. Так становиться понятно по какой причине наблюдалась изредка недозарядка или перезарядка аккумуляторных батарей. Генератор по весу мало отличался от стартера. Но при езде в прохладное время года с использованием света фар, вентилятора отопителя салона, и стеклоочистителя, можно было наблюдать показания амперметра в минусовой зоне. С освоением генераторов переменного тока и установкой их на автомобили ГАЗ-53 и ЗИЛ -130, народ начал к ним присматриваться и отмечать, что при любых оборотах двигателя и нагрузке в сети, стрелка амперметра стойко держала нулевую и положительную зарядку. При мощности в 350 ватт они гораздо лучше справлялись с нагрузкой.  Одним словом начали приспосабливать генераторы переменного тока вместе с реле регулятором РР-350 или РР-362 на автомобили ГАЗ-69.

Генератор ЗиЛ-130

Генератор ЗиЛ-130

Соответственно  в сборе с шкивом от ЗИЛ-130, для постановки нового генератора использовали длинную шпильку с индивидуально выточенными проставками. При установке генератора переменного тока свет уже не желтел ни при каких оборотах двигателя. Что позволило расплодиться большому ассортименту дополнительных отопителей  в салоне автомобилей. Здесь надо отметить, что родной отопитель салона довольно относителен по своей теплотворной отдаче. На ГАЗ- 69 сносно было в зимнее время только на ходу, при скорости  необходимой для продувания печки автомобиля набегающим потоком воздуха. Ведь родной моторчик обдувал только лобовое стекло.

Радиатор отопителя ГАЗ-24

Радиатор отопителя ГАЗ-24

Сам делал дополнительные отопители салона и устанавливал под правое пассажирское сиденье  ГАЗ-69А и за водительское сидение ГАЗ-69. Радиатор отопителя старался найти от ГАЗ-24 (радиатор печки у нее был однопроходной и четырехрядный), а улитку и моторчик отопителя использовал от ГАЗ-21. При условии надевания под тент дополнительного утеплителя, появлялась возможность улучшить температуру на своем рабочем месте. Также приделывали улитку с моторчиком от ГАЗ-21 под основной отопитель салона, это также давало дополнительное тепло. Ну и последнее, что уж было на любителя, это распаивали трехрядный радиатор отопителя и перепаивали его на один проход демонтируя перегородку (четырехрядные радиаторы отопители салона пошли только лет через 10  с начала выпуска УАЗ-469). Вырезали отверстие со стороны водителя под подающий шланг на печку и этим еще повышали температуру в салоне. Также в салон много ставили дополнительных плафонов, в основном от автобуса КАВЗ, так как родной (военный), который распологался с правой стороны панели, позволял рассмотреть лишь  что-то расположенное ниже панели.

Подрулевой переключатель КамАЗ

Подрулевой переключатель КамАЗ

С появлением в запчастях подрулевых переключателей от автомобиля КамАЗ, принесло на многие газоны и этот очень удобный переключатель света и поворотов. Вот основные переделки электрооборудования на ГАЗ-69. Стоит также упомянуть аккумуляторную батарею. В родном варианте ставилась батарея 6СТ-54 но при первой возможности поставил 6СТ-75. Правда был один козлик с установленными старыми  батареями 3СТ-70 от ГАЗ-51. Но сейчас таких батарей наверное не найти. Повышенная емкость аккумулятора, это еще одна попытка заводки в холодное время года. В качестве отступления могу добавить. Даже в наши дни, когда с аккумуляторами никаких проблем нет, предпочитаю лучше немного переплатить и купить более емкий аккумулятор, чем в какой-нибудь ситуации находиться с севшей батареей. И 6СТ-75 лучший выбор для Волговского мотора в наших климатических условиях.

Приборная панель ГАЗ-69

Приборная панель ГАЗ-69

Также можно отметить дополнительную переделку приборов панели. Правда это не назовешь частым явлением. Дело в том, что освещение панели приборов, было заточено под военных, сам прибор не освещался. Для освещения приборов, использовалось два отростка с панели из под прорези которых, свет падал на приборы. Одним словом, если поставить светомаскировочные устройства на передние фары и задние фонари, то картина подготовки автомобиля к скрытному маршу становиться полной. Для того, чтобы как  то осовременить этот недостаток к гражданской жизни, применялприборы и все датчики от ГАЗ-53, включая спидометр и датчик бензобака. Для этого распиливал отверстия в щитке приборов ГАЗ-69 под приборы от ГАЗ-53. За одним вытаскивал злополучные родные колодцы освещения щитка приборов и устанавливая в них два глазка поворотов и аварийной температуры охлаждающей жидкости. С такой переделкой в темное время суток все приборы и их значения были очень хорошо видны. И последнее, что доделывал на автомобиле, это установка электрического стеклоомывателя. Также было большое желание внедрить на автомобиль мотор редуктор стеклоочистителя с автоматической парковкой  щеток, но приемлемый вариант не подобрал и потому для остановки щеток в крайнем правом положении по прежнему приходилось ловить момент вручную. Вот и вся переделка электрооборудования на ГАЗ-69.

Комментирование