Ивеко-Евростар: Неисправность КПП Eaton TS116-112 и ее устранение

Категория: Ремонт Грузовиков - Ивеко Евростар

Проездив на машине более года я не имел никаких нареканий на КПП. После зимних снегопадов пришлось немного побуксовать, выезжая со стоянки и натаптывая колею.

Оставалось еще пару раз качнуть сцепку по уже набитой колее для выезда и тут я понял, что у меня нет передач.

Притом симптомы были очень странные. В положении третьей,  передачи рычаг спокойно ходил вперед назад, при попытке включить первую или вторую передачу вставал колом. Та же ситуация вырисовывалась и при попытке включить заднюю передачу.

Из разговоров с водителями уже знал о заоблачной стоимости ремонта коробок Еатон. Некоторые вообще приходили к мнению, что в случае серьезного ремонта гораздо дешевле поменять на Б./У. ЦФ-16. Старый хозяин также озвучивал заоблачную цену ремонта КПП,  которую ему пришлось заплатить, не считая календарного месяца ожидания заказанных запчастей.

По характеру неисправности, блуждали мысли, что если не удастся самостоятельно отремонтировать КПП, то скорей всего придется искать другую КПП ЦФ. Как бы там не было, на следующий день приступил к разборке КПП. Снимать ее смысла сразу не было и посмотрев на карикатурные картинки схемы КПП Еатон приступил к снятию тяг управления коробкой. Верхняя поперечная тяга легко открутилась, а вот выбить палец продольной тяги между рамой и КПП никак не получалось. Снимать кулису вместе с рычагом также не было никакого желания по причине не знания КПП.  Поэтому, снял с кулисы рычаг с мелким шлицем, отсоединил продольную тягу. Кулиса осталась держаться на двух последних гайках и снялась легко.

Вид на Крышку со снятой кулисой

Вид на Крышку со снятой кулисой

Стали видны три направляющих вала на которых находились ползуны выборы передач. Ползун третей четвертой передачи легко перемещался от руки вперед назад. После этого открутив дюжину болтов на 16 и обстучав крышку КПП приподнял ее. И вот она неисправность, отломанная вилка включения третьей, четвертой передачи лежала отломанным концом на левом промежуточном валу.

Сломаная вилка третей и четвертой передачи

Сломаная вилка третей и четвертой передачи

Признаться увиденным был полностью удовлетворен, притом что валы не болтались и даже никаких сколов зубьев нигде не увидел.

Вид со снятой крышкой

Вид со снятой крышкой

Вообще КПП производила впечатление не автомобильной, а какой то танковой коробки. Последняя шестерня вообще шириной была сантиметров шесть на глаз. Все зубья были прямозубые и имели попросту громадную ширину и игрушечные каретки блокирования шестерен. Конечно, КПП, впечатлила. Недаром Американские дальнобои так любят коробки Еатон. Да и ходят они со слов специалистов по 2 милиона миль без всякого ремонта. Да и чему в ней ломаться, ни нежных синхронихаторов, ни бронзовых конических колец с пружинками и шариками. Ничего такого в ней попросту нет. С первичного вала усилие воспринимают сразу два контрашавных вала с медвежьими зубьями. А зубья, как известно при нормальной смазке практически не снашиваются перекатываясь по зубьям ведомых шестерен. В дополнению можно добавить, ну чисто ЗИС-5. Есть еще интересная особенность производства шестерен промежуточных валов КПП Еатон. Секрет заключается в том, что на этапе производства шестерни с левого и правого промежуточного вала нарезаются совместно и с одной установки. И только после этого на них синхронно набиваются метки. При Установке валов с шестернями метки ориентируют зеркально друг к другу. Это делается для того чтоб уравнять нагрузки на левый и правый промежуточный вал. Если, собрать КПП не обращая внимания на метки, то такая КПП будет шуметь и иметь ограниченную надежность. Говоря по русски ходить она не будет.

Да и наши Российские дальнобои не отстают от трак драйверов за океаном и говорят.

КПП ЦФ для любителей, а вот Еатон для профессионалов.

Сейчас к главному. Решил поехать в магазин и попросту купить новую вилку, обосновывая тем, что КПП до меня уже ремонтировали, да и что вроде жаться.

Поехав  в магазин с удивлением узнал что номер на вилке бьется с КПП для Даф 0069928, Ивеко 93156287 и Манн 81.32516.0116, почету то еще КПП Еатон 2005229 и ЦФ 1333 415 810. В итоге цена за вилку вывела из равновесия, 25 000 рублей. При таких ценах разумней было восстановить родную вилку.

Пригласил дотошного сварщика и вместе с ним начали процесс подготовки вилки к сварке.

Попутно сразу выяснилось, что вилка имела старый слом и у меня просто доломалась. Не спеша зачистили концы излома сняв фаску болгаркой, прихватили.

Прихватка вилки в размер

Прихватка вилки в размер

Затем проверили перпендикулярность штокам КПП на крышке и только потом полностью обварили. Сварщик попутно еще шутил, не расстраивайся- все будет хорошо.

Провареная вилка

Провареная вилка

Я фиксы людям делал на халтуру, а тут вилка. Мелочь. После сварки и зачистки швов болгаркой, а также проверке на Крышке КПП параллельности вилок. Появилась мысль усилить вилку в месте сварки. Для этого пошел к КПП и приставив вилку к каретке включения пришел к выводу о достаточности места с задней стороны. После этого поперек шва приварили еще маленькую косынку для успокоения души.

Виден поперечный усилитель на вилке

Виден поперечный усилитель на вилке

Вилка установленая в крышку

Вилка установленая в крышку

Крышка кулисы перед установкой

Крышка кулисы перед установкой

Сборка вилки в крышку, установка крышки и кулисы на место никаких неудобств не причинила. Единственное с чем ошибся, то пришлось переставлять на шлицах рычаг кулисы. Вперед ход рычага КПП был больше, чем назад. После ремонта отъездил уже с пяток тысяч и все нормально.

О КПП Еатон, могу сказать еще следующее. Для меня очень необычная коробка. В первое время несколько раз включал передачи неудачно с хрустом. Потом постепенно попривык. Но, нога еще долго по привычке тянулась к сцеплению, затем понемногу отвык.

Со временем стал понимать. Что КПП требует к себе несколько иных правил манипуляции рычагом. По первых четыре передачи в основной КПП и три в делителе при неимении синхронизаторов требуют вдумчивого к себе отношении и диктуют некоторую неспешность

Для включения первой передачи не надо полностью важимать сцепление. При неполном выжиме передача включается гораздо легче.Объясняется такая особенность просто. При полном выжиме специальный тормозок полностью тормозит первичный вал (практически стопорит) и при попадании зуба на зуб не дает включить передачу. При неполном выжиме первичный вал очень имеет возможность очень тихо проворачиваться и этого вращения хватает для включения передачи. Сам тормозок устанавливается на КПП со стороны сцепления и бывает двух видов. Первый, сплошное кольцо, для замены его требуется снятие КПП. Второй вариант, разъемное из двух половин и меняется без снятия КПП.

 Дальше нужно желательно держать двигатель в режиме максимального крутящегося момента и передачи и делителя и КПП под сброс газа и манипулировании монеткой выбора делителя включаются как по маслу, особенно без пропуска передач ( а их12). Поэтому тахометр нужная опция и без привычки его всегда надо держать в поле зрения. Потом привыкнете и можно ездить под звук двигателя. Притом передаточные числа подобраны так, что каждая следующая передача быстрее практически в два раза, а предыдущая соответственно в два раза сильнее. Делитель же имеет передаточное число около 33%.

Постепенно также стал узнавать, что нельзя переключать ни передачи не делитель, если нет полной уверенности в не буксовании колес. Если не соответствовали этому условию, то удар в трансмиссии. Не надо также силком вытаскивать передачи, ибо вытащив ее силком, можно в запальчивости загнать противоположную по ходу рычага и также получить рывок в трансмиссии. Лучше менять передачи заблаговременно. Также очень плавно и мягко нужно включать передачи. За счет специального профиля зубьев муфта включения не входит в зацепление при включении передачи на ходу и ее отбрасывает при несовпадении скорости вращения. И в то же время она включается очень мягко при совпадении чисел оборотов.

Очень удобна КПП, при дальних поездках. Можно еще сказать так, сколько раз останавливался, столько раз и выжимал сцепление. Также из уст в уста рассказывается история подготовки драйверов за океаном. Перед началом работы они тренируются пару недель на тренажере, для того чтоб переключение передач в дальнейшей работе происходило как на автомате.

К недостаткам я бы отнес некоторую неудобность включения  передач при резком изменении дорожной обстановки. На мой взгляд, в синхронизированной КПП легче включить при разумных условиях любую передачу, чем в бес синхронной Эатон. В сравнении с КПП ЦФ-16 и В-18 несколько ущербна по передаточным числам и бывает при равной мощности моторов несколько отстает в разгоне от соперников. Но может это больше относиться к 12 передачам. Водители с автоматами 12 ступенчатым, также отмечают такую закономерность. Но к чести Еатон надо отметить, у них есть и 16 ступенчатые КПП и даже 21 ступенчатые как  снхронизированые так и не синхронизированные.А так очень оригинальная, простая и надежная КПП.

 Передаточные числа КПП ЕАТОН.

Комментирование