КамАЗ-5410: Крепление колес

Категория: Ремонт Грузовиков - КАМАЗ-5410

КамАЗ-5410 - крепление колесЭксплуатируя КАМАЗ-5410 имел возможность оценить крепление колес и их ходимость, а также удобства постановки и снятия. Вот об этом практическом опыте, я и решил рассказать.При первом моем знакомстве с КАМАЗом была видна явная практичность. Пять гаек затягивающие прижимы колес, что может быть проще. С такими мыслями я начал ездить на грузовике. Несмотря на то, что автомобиль КАМАЗ отечественный, подобную конструкцию имели Американские автомобили Интернационал и Питербильд. Пока я осваивался с КАМАЗом колесные крепления мне не досаждали. Затем при перевозке 20 тонн в снежное время или после дождя приходилось просто аккуратно подтягивать лишний раз крепления колес. И соответственно догляд за ними должен быть постоянный. Если же учесть что на автомобиле с прицепом стоит 18 колес,  становиться понятно, что балонник далеко убирать не приходится. К тому же по нашим дорогам надо и водить его осторожно, по простой причине даже попавшийся простой кусок щебня может легко пробить вам колесо. Поэтому инородные предметы на асфальте лучше объехать и не подвергать резину удаче. Особенно такое относиться к резине  260-20 в простонародье Зиловской.

Также следует добавить, что кажущаяся простота крепления колеса несет в себе еще и неприятные моменты в виде негодной вытянутой резьбы шпилек крепления колес.а также излом их. Если заменить не годную шпильку в общем не создает больших проблем, то сломанная шпилька добавляет немало хлопот. А если еще и сломало шпильку в теле ступицы в глубине,то такая ситуация не добавляет оптимизма. А еще чаще видя сломанную шпильку сразу вспоминается МАЗ с его съемными костылями. Вроде так просто, но на КАМАЗе пошли другим путем.

Крепление переднего колеса

Крепление переднего колеса

На первых порах при сломе шпилек снимал ступицу и сразу вез ее на сверлильный станок. А затем кернение и сверление на несколько раз по центру с возможностью дальнейшего выкручивания экстрактором. Старался никогда не отправляться в рейс на четырех гайках крепления колес. С течением времени появились в комплекте инструмента метчики на М-18, вместе с парой запасных шпилек. Затем уже и на М-20 также с парой запасных ремонтных шпилек. И как последняя надежда были даже в комплекте метчики М-22 также с запасными шпильками. Одним случаем комплект на все случаи жизни.

Высшей же формой извлечения сломанных заподлицо и  глубже  шпилек была отработка техника их выкручивания с помощью электросварки и резака. На первых порах наваривалась шпилька и на горячую проклепывалась. Так поступал по нескольку раз, затем на наваренный отросток приваривалась гайка. После остывания шпилька обычно откручивалась. Иногда надо было несколько раз приварить гайку к шпильке, чтоб отвернуть последнюю. Очень редко шпильку можно было выкрутить после прогрева ступицы со стороны диска резаком до красна. Так в процессе выкручивания сломанных шпилек дошел до того, что даже сломанные шпильки ниже чем в потай, выкручивал с помощью электросварки. При надлежащей сноровке выкручивались даже такие шпильки как на М-8, особенно удачно с чугунных деталей.

Также надо отметить, что диски КАМАЗа очень слабые, и старые диски приобретают пятизвездочную конфигурацию. Для того чтоб их можно было закрепить на ступице, частенько приходилось наваривать промежуточное кольцо. Что также не понравилось, это очень большая чувствительность к навариваемой проволоке. Бывали такие ситуации, что надо наваривать на промежуточное кольцо проволоку. Навариваешь, но опять незадача клинья не садяться подпятником на ступицу. А в таком положении попросту сломает шпильки. И потому приходилось или стачивать немного с кольца проволоку или ставить более растянутый диск. Поэтому всегда старался ставить диски именно туда, откуда их снимал.  Но как говориться все не предусмотришь. Раз в рейсе сломалась шпилька заподлицо. В таких случаях оставшиеся четыре подтягиваешь аккуратно и едешь дальше.

Кре6пление задних колес

Кре6пление задних колес

Как в наваждение пошел мокрый снег и эту пару, как назло, стало проворачивать. После нескольких вроде осторожных протяжек резьба еще на одной шпильке попросту слезла. Сняв наружное колесо постарался отвернуть шпильку газовым ключом, но безуспешно. Ни нагрев паяльной лампой не простукивание кувалдой не дали нужного результата. Как итог задержка до утра и покупка Б,/У, ступицы. После ремонта своей ступицы, бросил ее в ящик телеги на всякий случай. Но по иронии судьбы она мне ни разу не понадобилась.

В качестве охраны своего здоровья не снимал накачанные колеса со спарок. Этому научили два брата КАМАЗиста. У одного из них был вылетевшим кольцом разорван нос, а у второго губа. Как говориться, лучшего наглядного пособия по технике безопасности не придумаешь. Отметины остались на всю оставшуюся жизнь.

В конце концов попросту достала 260-20 резина и я начал потихоньку переходить на автобусную 10.00-20 модели ОИ-73Б, благо на проселок я съезжал редко и потому она меня полностью устраивала. С переходом на такую богатую резину перешел на повышенный вес. С ним также на первых порах не было все гладко.  Дело в том, что боковина покрышки резалась диском. Понятно, что более широкое колесо требовало по правилам и более широкого диска. Эту проблему решили южные братья, они наружный диск колеса на спарке   ставили от МАЗа или ЛИАЗА. Здесь надо сделать отступление и пояснить. Что старый растянутый колесный диск от МАЗа и ЛИАЗА залазил на старую ступицу, а вот новый никак. Поэтому многие с внутренней стороны диска напротив звезд спиливали метал с диска и после этого диск вставал на ступицу. Мне такой способ не  понравился и потому я просто снял ступицу по наружному диаметру болгаркой в месте посадки наружного диска. Так стал и ездить и со временем заменил все наружные диски колес на Лазовские (они чуть уже МАЗОВСких). Но возил две запаски,  одну на КАМАЗовском диске, а другую на ЛАЗОВСком. Затем даже подпилил и переднюю ступицу и также поставил уширенный диск от ЛИАЗА. (На перед МАЗовский диск не ставиться он  упирается в поперечную рулевую тягу.) Здесь надо пояснить, что за все время работы на ЛАЗОВских колесных дисках, ни один из них не лопнул.

Последнее, что меня еще в креплениях не устраивало, то это слабость самого крепления. Был примечательный случай, на перегруженной сцепке прыгая по недоделанной строительной площадке, с  плит на землю и опять на плиты попал промежутком между колесами полуприцепа на заостренный бордюр. Как итог вырвало пару клиньев, и колесо, которое высоко подскочило, но слава богу никого не задело. Это меня достало в конец. На МАЗе ничего подобного у меня не происходило. Поэтому подвязав ось двинулся домой.

Дома решил сделать крепление капитальное. Для этого поставил колеса на место и вместо родных КАМАЗовских клиньев решил подогнать Мазовские на сплошные болты. Прижимы мазовские не подходили по отверстиям, зато без шпилек свободно становились. Для этого снял ступицу, взял магарыч, и унес ее фрезеровщикам, предварительно сняв  тормозной барабан. Фрезеровщики профрезеровали отверстия в ступице по МАЗовским прижимам . Также подобрали болты от Т-130 с резьбой на М-20 каленые. Привезя к машине эту конструкцию и  еще раз ее критически осмотрел. К шляпкам болтов приварил пластины против прокручивания в ступице. Затем приступил к сборке, болты вставлял со стороны тормозных барабанов и на выходе по месту обматывал против выпадания вязальной проволокой. Затем тормозной барабан на место, ступицу также на место и колеса на место. Гайки ставил от крепления кронштейна реактивной штанги к редуктору. Пару раз протянул даже, и практически забыл его подтягивать. Одним словом получилось у меня самое беспроблемное колесное крепление. Собирался постепенно переделать все крепления колес, но вмешался его величество случай, попалась недорого телега МАЗ-9397. А это уже совсем другая история.

Установка бескамерного колеса на переднюю ось

Установка бескамерного колеса на переднюю ось

Сейчас КАМАЗ развивается и полностью перешел на крепление колес Евроступица. Многие зерновозники покупают в сборе Евроступицы и переходят на современное крепление колес на шпильках. Иногда любители на переднюю ось ставят даже Батоны 385/65-22.5.

Батоны на передке

Батоны на передке

Смотриться эта резина богато на дисках с вылетом 120 мм.

Комментирование