МАЗ-500 цилиндр гидроусилителя от КРАЗА

Категория: Ремонт Грузовиков - МАЗ-500

Буквально на днях встретил самосвал МАЗ-5549 и разговорился с владельцем. Он и рассказал, что купил со списанного МАЗ у товарища гидроцилиндр от КрАЗа вместе с золотником от МАЗ. Также разрешил сделать фото.DSC0638611

Вид снизу с переди на переделаный цилиндр гидроусилителя.

Меня такие воспоминания отбросили назад лет на двадцать. При покупке самосвала МАЗ-5549 сильно не обращал внимания на рулевое управление, люфтов нет, все рулевые пальцы зашплинтованы ремень и не один размером 987 в запасе есть. Гидравлика не течет и что еще надо, если грузовик свой? Работу! Работы вроде хватало. Но одно дело ездить в карьер и совсем другое дело ездить на междугородке. Когда переоборудовал самосвал в тягач и съездил в пару рейсов, стало понятно, что рулевое не самое легкое и в дальней дороге не приносит большей радости. К неприятностям следует добавить, что совсем немного стал подкапывать цилиндр по штоку и совсем уж неожиданно заклинил гидронасос НШ-10. В те далекие годы новый купить не удалось, поэтому нашел пару насосов б/у один из которых оказался левый. Левый насос под руководством слесаря я перебрал на правый в запас. Запасной насос завернул в несколько целлофановых пакетов и старые тряпки и положил в ящик полуприцепа про запас.

С таким багажом поехал в рейс. Надо отметить что три тысячи километров он отработал на ура и претензий не вызывал Но когда до дома оставалась последняя тысяча и мороз стал поджимать за 25 градусов ниже нуля, насос опять неожиданно заклинил на ходу. Слава богу в такой мороз я потихоньку дотянул до запраки поближе к свету. Оделся потеплее и приступил к замене насоса. Надо отметить, что в мороз все работы происходят гораздо быстрей. А может просто от собачьего холода, лежа на снегу, это кажется. Переставив насос и долив масло отправился в дальнейшую дорогу. Но радость продолжалась не долго, километров через 800 заклинил и переделанный насос.

Оставалось только дальше осторожно двигаться без работающего гидроусилителя. Понятно, что около 200 км зимой без работающего усилителя не добавили оптимизма, но были стойко преодолены.

По приезду домой опять отправился на поиски насоса НШ-10. В мыслях было найти только новый и только правый без всяких переделок. В старые времена запчасти искались все по гаражам. Начиная, как обычно, со знакомых. Не помню в каком по порядку, но новый насос я нашел. Нашел и гидроцилиндр от списанного КРАЗА у механика, который объяснил, что цилиндр практически новый поэтому и храниться у него в кандейке. Механик также пояснил, что ставят такие цилиндры на МАЗ и рулевое становиться гораздо легче, правда в нашем гараже такого никто не делал.  На внешний, вид цилиндр от Краза, был раза в полтора в диаметре больше Мазовского.

Обрадованный, таким поворотом событий, поспешил к машине. Новый НШ-10 был инсталлирован очень быстро, также быстро был снят и гидроцилиндр с золотником.Так как Кразовский цилиндр был больше по диаметру ,то я побоялся собирать на муфту соосную от Краза. Почему то побоялся, как бы его не сломало. Ведь прогиб рессор на Мазе гораздо больше чем на Кразе. Поэтому взяв цилиндр и золотник с собой поехал к токарю и пояснил ему, чтоб он выточил мне соединительную муфту не соосную, а таким образом чтоб сторона одна муфты была на одном уровне с другой. Соответственно противоположная сторона муфты должна быть ступенчатая. Через день приехал и забрал муфту соединительную. Также пришлось перетачивать заднюю опору штока гидроцилиндра. С таким расчетом, чтоб эта втулка входила в ухо гидроцилиндра и стопорилась стопорными кольцами, а боковые части втулки входили в кронштейн на раме.

После всех подготовительных операций и сборке в одно целое с золотником оказалось, что трубки идущие от золотника к цилиндру коротки. Опять пришлось ехать к сварщику. И вместе с ним распилив старые трубки, добавили муфты из большего диаметра трубки и обварили их латунью. Когда таким образом все подготовил, то поставил гидроцилиндр с золотником на место. Все подошло и низший край цилиндра и золотника стал на одном уровне. Предохранительный, клапан от Краза, закрепил на хомуте на гидроцилиндре и зацепил его с напорной масляной магистралью и сливным бачком.

DSC0638811

Вид на рулевой механизм и цилиндр.

DSC0638911

Вид сбоку на гидроцилиндр усилителя от КРАЗа.

Залив масло и прокачав систему, сразу почувствовал разницу. На месте стало возможно не спеша крутить руль от упора до упора. Со старым цилиндром нужно было применять недюженые усилия. На ходу руль стал значительно легче, но очень уж резко повернуть руль также не представлялось возможным. Зато при спокойном неторопливом рулении стало возможно легко управлять машиной.

В дальнейшем больше всего я наездил именно с таким рулевым на МАЗ-500. Впоследствии на многих машинах видел такое рулевое. Впоследствии на них стали ставить насосы НШ-32 от Супера, что добавило легкости в управлении автомобилем.

С таким рулевым был даже забавный случай. На стройке при маневрировании уперся машиной в дорожную плиту и поворачивая руль сдвинул ее с места. После остановки подошел водитель с Супера и стал разглядывать машину и спрашивать, что за рулевое стоит на МАЗ-500. Услышав о переделке он сказал: Что первый раз в жизни увидел, как при повороте колес МАЗ-500 сдвинул дорожную плиту с места весом 1800кг.

Комментирование