Привод сцепления МаЗ-500: Переделка с воздуха на ПГУ

Категория: Ремонт Грузовиков - МАЗ-500

Как не проста старая машина, но к сожалению иногда это приводит к неприятностям при трогании. На пятисотом  МАЗе не у меня одного присутствовала такая неприятность как резкое троганте с места и дергание автомобиля при трогании с места. Особенно это проявлялось при тпрогании в гору и с нагрузкой около тридцати тонн.На первых порах старался найти причину. Менял подушки двигателя, затем даже ставил усиленые от супера. Затем менял клапан управления сцеплением на добрый и новый. Все эти меры помогали но не кардинально.Менял также сайленблок передних кронштейнов кабины. Старся убрать все люфты вподвеске двигателя,кабины и привода сцепления.

20140310_17545711

Воздушный клапан управления сцеплением.

Наконец постепено пришел к выводу что надо просто заняться потратить время и переделать привод выключения сцепления на ПГУ КАМАЗа.Для окончательного решения вспомнил что когда работал на ГАЗ-53 то при трогании со второй передачи сцепление поддергивало(механический привод), а вот на ГАЗ-66 такого никогда не было (гидравлический привод).У камазистов с двигателем ЯМЗ-238 и КПП ЯМЗ-236 приобрел кронштейн для установки ПГУ на правую сторону КПП ЯМЗ-236. У знакомых вАТП заказал  у агрегатчиков педаль сцепления КАМАЗ вместе с главным цилиндром сцепления,комплект шлангов и трубок со штуцерами,от главного цилиндра сцепления до ПГУ. То есть попросту скомплектовал весь привод в сборе.Проложив трубки и шланги по правому лонжерону понял что трубку надо удлинять сантиметров на сорок.Знакомый газосварщик сварил латунью удлиненую трубку. Все осталось только установить все на место.

Но для того чтоб установить надо сначала снять весь старый привод. Поэтому начал с КПП. Снял  старый привод  практически весь. Цилиндр воздушный сцепления с КПП, двухплечевой рычаг с оси привода выжимного, все тяги до кабины и ненужный уже двухплечевой рычаг с рамы и с кабины. Вертикальную тягу на передке кабины под облицовкой, саму стойку педали и насколько мог подлезть под облицовку кабины обрезал электросваркой остатки рычага педали сцепления. Все практически обратно пути нет. Приступаю к монтажу гидравлического привода.

Для этого залез под КПП снял нижний лючек на четырех болтах и начал откручивать болт клемного зажима вилки  выжимного подшипника.Когда выкрутил болт и вытащил его,то немного вытянул ось вилки из КПП для того чтоб можно было вытащить шпонку из оси рычага выжимного.Как только вытащил шпонку, то левой рукой начал потдерживать вилку,а правой рукой вытащил ось на  левую сторону машины , а перевернул ее на сто восемдесят градусов и опять на  вставил на место шлицами уже вовнутрь коробки. Заглушку на КПП с правой стороны выбил осью шлицевой частью,впоследствии заглушку забил уже с левой стороны.Затем вставил шпонку болт на четырнадцать закрутил и затянул вилку сцепления на ось.Следующей операцией поставил кронштейн ПГУ на коробку,а на кронштейн закрепил ПГУ. Затем взял двухплечный рычаг и отрезал болгаркой его длинный загнутый конец.На рычаге просверлил еще одно отверстие диаметром 10мм на расстоянии межцентровом 30 мм от оси пальца. (Был опыт установки двс ЯМЗ-238 и КПП ЯМЗ-236 на КАМАЗ,так пока не пересверлил отверстие невозможно было с одним выжимом включить ни одну передачу,приходилось несколько раз при трогании нажимать на педаль сцепления). Как только просверлил рычаг так установил его в положение 11 часов вверх, если смотреть на КПП с правой стороны машины.Шток ПГУ также взял от КАМАЗа и на резьбовой конец прикрутил контрагайку,а затем накрутил муфту с отверстием для соединением с рычагом пальцем.

Затем приступил к установке педали сцепления в кабину.Хитрого ничего нет в установке кронштейна педали сцепления. Выбираем удобное место и три сквозных болта с шайбами гравера решают эту задачу.Далее устанавливаем штуцер для короткой трубки от цилиндра сцепления до штуцера перехода в подкапотное пространство.Цилиндр сцепления сразу же соединяем со штуцером короткой трубкой и переходим к монтированию гидравлической магистрали в подкапотное пространство. Снизу в штуцер закручиваем гидравлический шланг и смотрим где на раме будем закреплять через пластинку штуцер на раме.Как только находим подходящее место так сразу же и закрепляем его. Затем берем длинную трубку и просовываем ее спереди автомобиля по лонжерону между радиатором и коробом рамы. Затем прикручиваем трубку к штуцеру прикрученому в передней части рамы,а затем по всей длине трубопровода кепим его внутри рамы. Задний конец трубки оказывается рядом с ПГУ.На конец трубки прикручиваем штуцер с пластиной.и через пластину крепим штуцер к раме. Все соединяем штуцер с ПГУ шлангом. Все гидравлическая часть собрана.Затем удлиняем шланг который шел у нас на клапан сцепления и подсоединяем воздшную магистраль к ПГУ. Заливаем тормозную жидкость в главный цилиндр сцепления и открывваем штуцер прокачки на ПГУ.Как только жидкость начинает вытекать из ПГУ,так сцепление у нас прокачалось и закручиваем штуцер прокачки ПГУ.Затем регулируем свободный ход сцепления на ПГУ. Затем ставим возвратную пружину штока сцепления.Закрепляем ее за свободное отверстие рычага и за кронштейн ПГУ. Также ставим пружину на возврат педали сцепления.

Заводим двигатель накачиваем воздух в систему и проверяем работу сцепления. Педаль сцепления с ПГУ легче вроде не стала да и возвращается обратно не так быстро. Но вот трогаться стала совершенно по другому. Немного поездив прихожу к выводу,что на таком приводе сцепления можно закрывать спичечный коробок.Так предсказуема становиться работа привода сцепления.При работе с тридцаткой стало возможно без всяких проблем трогаться на подьемах.Особенно стало возможно тронуться внвтяг на гололеде без пробуксовки колес.Что кстати очень важно на МАЗе. Надо еще сказать об одной ситуации. Раз позвонил колега и попросил дотащить его хоть километров пять до тепла.У него кстати машина весила груженая тридцать тонн и у меня с тридцаткой весила 42 тонны. В душе я не сколько не надеялся на результат.Кто знает МАЗ то поймет, что на снежной дороге шансов мало.Результат подъехал зацепил особено не на что не надеясь,и был очень удивлен когда тронулся с места и поехал. Правда дальше третьей передачи МАЗ отказывался ехать. Дым появлялся но скорость не увеличилась.Но пять километров до тепла я колегу дотащил.К этому следует добавит что полная масса вышла 72 тонны. Для меня на МАЗ-500 это был рекорд. К этому можно еще добавить что двигатель простой был,КПП ЯМЗ-236 и в заднем мосту полуосевые шестерни на полуоси в бортовой были на 20 зубов.  За три года эксплуатации неприятностей почти никаких этот привод не доставлял.Изредка правда тек манжет на ПГУ но я его менял не разбирая ПГУ.

Комментирование