МАЗ-500: Установка заднего моста с грузовика Супер МАЗ

Категория: Ремонт Грузовиков - МАЗ-500

Сильно плохого сказать о заднем мосту пятисотого маза сказать не могу, но поломки не частые все же присутствовали. Раз разорвало на подъемк планетарную шестерню, пришлось искать бортовую. Вторая неприятность случилась гораздо позже банально оторвалась ведомая шестерня от диференциала.

Вид на заднее колесо с задним мостом МАЗ-500. Хорошо видна крышка бортовой передачи

Вид на заднее колесо с задним мостом МАЗ-500. Хорошо видна крышка бортовой передачи

Также не попал на большой ремонт, удалось найти редуктор по запчастям. Но после ремонта редуктора начал осознавать,что скорей всего это последний редуктор 500 маза который попал мне в руки.Для гарантии заказал на несколько участков по сбору металлолома такой девайс. Но как объяснили приемщики металлолома-ты опоздал,надо было лет на пять раньше в запас искать,и сами же посоветовали,у нас от супера чаще попадаются если надо позвоним.Делать нечего согласился,помня напутствия хозяина запчастей:Соберешь  сколько походит,а дальше как повезет. Через какое то время знакомые позвонили приезжай.Мост есть вези деньги отдадим не дорого. Приехал посмотрел,мост был комплектный,но на правой короне были разбиты отверстия на короне и не слабо болтался хвостовик.Чисто по символической цене он мне и достался.Привезя мост к себе стал неспешно его ремонтировать.Сняв редуктор обнаружил сто главной паре пришел конец. Зубья выломаны и связываться с этой парой смысла нет. Потихоньку нашел рабочую пару б.у. 12 на 25.  Для меня это то что надо.Передаточное число получалось 7.14 против пятисотого 7,73(если не путаю со временем). Разобрал диференциальную коробку заодним заменив полуосевые упорные бронзовые шайбы и четыре сферических на крестовине.Так потихоньку и отрегулировал и востановил редуктор, а затем установил его в балку моста.Следующим шагом было разобрать бортовые и выточить болты притягивающие корону и барабан к ступице.До этого правда пообщался с водителем пятисотого маза у которого уже стоял задний мост МАЗ-5337. С его слов ничего сложного нет.Надо найти две передние короны от мановского переднего моста,обрезать от нею прилив и поставить между барабаном и короной.Вытачив для этого новые болты длиней родных на 50 мм.Да сразу предупредил что болты лучше взять с железной дороги которые скрепляют рельсы с накладками.Болтов у знакомых железнодорожников я набрал и унес их токарю.Токарь работал в АТП и предупредил.Неси еще новую гайку.Результат не заставил себя ждать комплект болтов с размером под микрометр мне вытачили,плюс в запас три штуки.

Выбив старые болты со ступицы забил в ступицу новые. Ступицу установил на место. Одел проставку изготовленую из передней короны. Но вот когда стал устанавливать корону,то мне не понравилось крепление короны на ступицу. Хорошо помню что при установке короны на Рабо Мановскую ступицу на каждую шпильку устанавливались или разрезные сухари или конусные гайки.А на Мазовской ступице крепятся только шайбами гравера и гайками.Одним словом и я решил дополнительно усилить этот узел.Пока подбирал конусные сухари узнал что на камазе прижимает кронштейн верхней реактивной штанги к мосту как раз такие сухари.В магазине взять 24 штуки не проблема.С коронами поехал к токарям с надеждой на то что выфрезеровать конус в короне для них никакой проблемы не составляет. Так и оказалось,без всяких проблем они работу эту сделали.Осталось только собрать.Сборка особено не напрягла и все подошло идеально.Единствено что насторожило то это оказавшиеся длинее см на три все болты крепящие корону.Одним словом я спокойно работал дальше не сколько не задумываясь о проблеме с мостом, Ведь запас карман не тянет.

Таблица скоростей моста с резиной ИД-304 и бортовыми 3.11 общее передаточное число моста 8.29.

Таблица скоростей моста с резиной ИД-304 и бортовыми 3.11 общее передаточное число моста 8.29.

Проездив достаточное время и не имея никаких проблем с родным мостом я уж начал забывать о своем запасе.Но на старых машинах беззаботное время длиться не долго.В одном из рейсов  появилась вибрация. Осмотрев машину увидел выдавленый подшипник крестовины.До дома было около 150 км и я этой неисправности не придал никакого значения.Из практики на такой крестовине проезжал до 400 км и никаких негативных последствий не имел.Вибрация особено чувствительна была на 60 км и потому я ехал километров на 10 меньше по спидометру чтоб не слышно было вибрации.Самое страное что до гаража я не доехал 5 километров и машина потеряла ход.Кардан крутился,а вот машина совершенно не трогалась с места.Выход один галстук и в гараж.В гараже я с удивлением обнаружил что ослаб центральный редуктор и вытекла масло.Вот к чему может привести вибрация. (Чтоб ослаб редуктор,это был у меня единственый случай) При снятии редуктора картина стала еще хуже. Гнезда подшипников в корпусе разбиты и шестерни только на помойку.И винить некого сам виноват.Успокаивало то, что запас есть.

Таблица скоростей моста МАЗ-500 с резиной ИД-304 и бортовой 2.9 общее передаточное число моста 7.73.

Таблица скоростей моста МАЗ-500 с резиной ИД-304 и бортовой 2.9 общее передаточное число моста 7.73.

Приступил к замене моста. Старый мост снял без всяких проблем. Перед тем как закатывать мост от супера снял кронштейны энергоаккумуляторов и срезал болгаркой верхние площадки рессор и нижние накладки на мост. Верхние площадки рессор сразу приварил к мосту симетрично на расстояние подобному от старого моста. Мост закатил под МАЗ и поднял мост под рессоры.Нижние накладки рессор пришлось выбирать с наружных сторон в виду того что балка моста ближе к бортовым имеет в сечение круглый профиль. Наступил черед крепления стремянками рессор.Старые стремянки не подошли они оказались коротки. Пришлось докупать четыре суперовские стремянки.С новыми стремянками прикручивание моста больше не досаждало. А вот крепление кронштейнов не подошло пришлось приваривать дополнительные гайки для крепления кронштейнов по месту.Затем также приварил нижниенакладки к балке моста. Карданый вал подошел без всяких подгонок.Подсоединив тормозные трубки к энергоаккумулятору. И осталось поставить колеса.Здесь опять не пошло.А имено внутрение колесп немного правда но упирались в рессору. На этом этапе мне сразу увиделись ошибки которым я с начала не придал значения. Колея пятисотого маза шире суперовской на сто мм,а вот проставки я послушав водителя и следуя его советам сделал по 25 мм-по толщине передней короны. Как итог 50 мм мне не хватало,а учитывая зазор между рессорой и шиной мм20. Можно конечно было другим путем попробовать поставить ЛИаЗОВский внутрений диск или КАМАЗовский на крайний случай. Но мне такой вариант не подходил. для работы с перегрузом лучше широкий диск чем узкий.Также может бы решило проблему установка 300 резины, но и такое решение меня также не устраивало. Выход оставался только один нужно искать стальные блины толщиной пятьдесят мм.Не легко но нашел искомые правда вырезаные резаком и причудливой формы. Повез эти неподьемные блины вместе к короной токарям. Увидев эти жуткие заготовки,покачали головой и обещали дня за два выточить и проверлить все в внутрений размер короны.За два дня они все сделали.Собрав по месту всю конструкцию,и поставив на место колеса,осознал что все получилось и надо дальше продолжать работать.

Мост с Супер МАЗ 7,14 (Бортовая передача=3.43 и центральный редуктор =2.0833 25 зубьев планетарка и 12 хвостовик) и резина ИД-304 скорости автомобиля. Статистический радиус =0.526 м.Как видно из таблиц, за счет уменьшения передаточного числа суперовского моста максимальная скорость возросла на 5 км/час.

Безымянный 0,526  7,14 89,0731 ЯМЗ-236 11

В процессе работы я три или четыре раза проверял на первых порах затяжку короны.А затем немножко успокоившись стал проверять ее раз в месяц. По проишествии скольких лет могу потвердить надежность крепления короны посредством конусных шайб граверов и гаек. И для себя сделал вывод что завод съэкономил на конусных шайбах, и на мой взгляд ослабил этим узел крепления. Замена моста на более быстроходный позволила более свободно держаться в потоке, увеличилась скорость и повысилась эфективность торможения. Особено заметно подросла скорость на  не сильно холмистой местности. За счет кинетической скорости стало легче потдерживать более высокую скорость. Также стоит отметить более крепкую конструкцию всего моста. Большие  мощные ступичные подшипники, мощные тормозные механизмы. И совершенно пропали случаи слабнущего хвостовика. Из минусов только то что пришлось с этим немного повозитья.

Вид сзади на установленый мост от Супера

Вид сзади на установленый мост от Супера

Вид с левой стороны на ступицу и резину И-11

Вид с левой стороны на ступицу и резину И-11

Вид передней части моста с карданом

Вид передней части моста с карданом

Вид сзади на крепление энергоаккумулятора и рессоры к мосту

Вид сзади на крепление энергоаккумулятора и рессоры к мосту

Вид на ступицу правого колеса с богатой резиной на дисках бескамерных 295/80-22.5.

Вид на ступицу правого колеса с богатой резиной на дисках бескамерных 295/80-22.5.

По отзывам при постановке таких дисков нужно в обязательном порядке наваривать промежуточное кольцо. Конусная часть колесного диска прилегающего к короне на бескамерных дисках имеет немного другой угол конуса.

Комментариев 3 к “МАЗ-500: Установка заднего моста с грузовика Супер МАЗ”

  1. пётр

    А как же подшипники на ступице? Смещается центор опоры,окаком перегрузе может идти реч.Это только мебель возить.Жду ответа!

  2. Эдуард Залуцкий

    Смещение нагрузки наружу на 50 мм происходит. И меня также мучил этот вопрос. Поэтому после переделки первые рейсы совершал особенно осторожно проверяя затяжку короны и колес. И раз в месяц контролировал затяжку и в дальнейшем. А вот по поводу подшипников никакого отрицательного эффекта не обнаружил. Снимая ступицу с колесами для замены колодок также осматривал подшипники и никаких следов люфтов ступицы не было. Беговые дорожки подшипников также находились в отличном состоянии.Эксплуатировал машину с полуприцепом Одаз 9370,а дальнейшем с полуприцепом МАЗ-9397 с постоянной нагрузкой 30 тонн. В то время за перегруз так активно не наказывали. Думаю мощные ступичные подшипники Супер МАЗа выдержали бы и большую нагрузку даже с лихвой,но не позволяла мощность двигателя в 300 сил и КПП ЯМЗ-236 с архаически узким диапазоном передаточных чисел.

  3. сергей

    Если я не ошибаюсь,то на 500 рама шире,чем на супере…Ресоры ,стремянки не за что не задевают у вас? Суть такова что я тоже хочу поставить мост от супура но на ЗИЛА…А рамы у меня с вами одинаковы..т.е. если все хорошо,то он и мне должен подойти…хотя все и на форумах и так КРИЧАТ что он не подойдет!!!

Комментирование