МАЗ-500: Установка рулевого управления с Супер МАЗа

Категория: Ремонт Грузовиков - МАЗ-500

МАЗ-500Работая на пятисотых МаЗах и не по наслышке зная все прелести этой машины, невольно  пытался модеренизировать его. С течением времени устанавливал цилиндр гидроусилителя от КРАЗа, насос лопастной менял вместе скронштейном на НШ-10. Это конечно облегчало управление автомобилем, но не кардинально. Приглядывался  и задавался вопросом, где можно не дорого приобрести рулевое от Супера, но не дорого. И однажды судьба привела меня к старому остову ПаЗовского автобуса. С удивлением обнаружил в нем не снятый Суперовский рулевой механизм с вычурной рулевой сошкой. При упоминании магарыча с помощью газового резака, он быстро перекочевал в мои руки вместе со шлангами. В последуещее время подобрал бэушный цилиндр гидроусилителя (который потребовал замену ремкомплектов РТИ), затем рулевую сошку, насос НШ-32 с кронштейном крепления к двигателю и продольную рулевую тягу с верхним рычагом цапфы.

Больше всего времени ушло на поиск кронштейна гидроусилителя и кронштейна крепления гидроцилиндра к раме. После того как насобирал полный комплект гидроусилителя включая рулевую колонку с механизмом наклона рулевого колеса, стало понятно, что пора приступить к переоборудованию. Первым делом приобрел три комплекта пальцев и сухарей и сразу же перебрал рулевые наконечники. Затем взял резак и срезал все заклепки с кронштейна гидроцилиндра и рулевого управления. Затем крепким боротком выбил все заклепки, где не получалоь то вырезал и части кронштейнов. Помучившись немного, я полностью демонтировал весь гидроусилитель с цилиндром и насос с двигателя.

Настала очередь примерить кронштейн гидроусилителя на раму. При примерке старался поймать хоть одно отверстие от старого крепления. Для этого пришлось подрезать болгаркой заднюю часть кронштейна крепления кабины. После подрезания кронштейна кабины стало возможно закрепить кронштейн на первое вертикальное отверстие. После этого просверлил оставшиеся отверстия в раме и закрепил кронштейн на все болты. Затем пришлось поменять верхний рулевой рычаг на Суперовский. Ведь рулевой палец Супера как и отверстие под него имеют больший диаметр. Затем прикрутил к раме кронштейн гидроцилиндра на старое место.

Настал черед сборки. Для этого установил на место рулевой механизм. Рулевой механизм пришлось разобрать и перевернуть крышки сошки и саму сошку в обратную сторону, а затем и отрегулировать зацепление в паре. Продольную рулевую тягу соединил сначала с рычагом цапфы. А второй  с сошкой, нашел нейтральное положение в рулевом механизме и наживил сошку на вал сошки. Затем установил цилиндр усилителя. Передний конец штока цилиндра с продольной рулевой тягой, а задний конец цилиндра посредством пальца с кронштейном на раме. Затем настала очередь подсоединить насос гидроусилителя к двигателю. Насос установил на двигатель, но показалось что очень малое растояние от шкива насоса до нижней полки рамы. Чтобы перестраховаться подрезал раму напротив шкива на 30 мм. Кстати, впоследствии пришел к выводу, что раму я зря подрезал, можно было не делать этого и в принципе места хватает. На насос натянул 2 ремня с размером 987, хотя в инструкции к Cуперу написано что ремни должны быть размером 1000 мм.

Затем приступил к установке расширительного бачка. Расширительный маслобак я тоже нашел CуперМаЗовский. Старый бачок снял с радиатора, а вот новый у меня никуда не влазил, мешала раскладная штанга ограничивающая падение кабины. Но и тащить длинющие шланги к насосу меня также не устраивало. Для того, чтобы установить бачок на причитающеся ему место, я перенес эту раскладную штангу предохранительную с левой стороны на правую. И установил расширительный маслобак на положеное ему место. После этого объвязал насос гидроусилитель и цилиндр шлангами гидравлическими и затянул все рулевые наконечники и зашплинтовал их. После отпускания кабины стало ясно, что отверстие в полу нужно немного подрезать, а заднюю часть не использованую заваривать. Впринципе рулевую колонку с рулем можно было оставить родную, ведь диаметр выходного вала с рулевого механизма одинаков. Но рулевая колонка с Супера лежала рядом, руки чесались и потому демонтировал старую колонку и принялся устанавливать новую.

Не буду расказывать об этой операции так как она заняла слишком много времени. Несколько раз я подрезал и кронштейн и панель, сверлил и резал. Но как итог скажу так, что подогнал. Но вот с рулевым колесом вышла промашка, руль с МаЗ-500 не подходил к суперовской колонке. Пришлось искать дополнительно КамАЗовскую баранку, а на баранку по класике жанра установить маховичек как на погрузчике.

232c7fe91f3c1

Вид на ГУР Супер МАЗ на МАЗ-500

После всех доделок и заливки масла и прокачки системы, стало понятно насколько рулевое управление Супера легче и быстрее против родного. Но сразу же высветилась одна небольшая оплошность. Передний рулевой наконечник задевал при повороте кронштейн рессоры. Для устранения такого казуса выточил болты длинее на 1 см и катушки между рулевым механизмом и кронштейном также высотой одит сантиметр. После этого казуса, года три ездил  и не тужил. Благо с таким легким рулевым развернуться в стесненых условиях, объехать яму или просто камень на дороге стало просто в радость.

Также нужно добавить, что какие Суперисты не сидели у меня в кабине – все удивлялись, что на старом МАЗе рулевое легче чем на новом Супере. Потихоньку понял в чем дело, а дело все в нагрузке на передний мост, в МАЗ-500 на передний мост приходится 6 000 кг, а на Супере 7 000 кг. Где меньше нагрузка на мост там и легче поворачивать колеса..

Комментариев 7 к “МАЗ-500: Установка рулевого управления с Супер МАЗа”

  1. Павел

    Здравствуйте. Хотелось бы уточнить – цилиндр у вас какой? ЦГ-360 или ЦГ-280? И от какой машины продольная тяга? Просто по каталогам их бывает аж 6 штук:
    5551-3003010
    5440-3003010
    5551-3003010-01
    5551-3003010-30
    64221-3003010
    6422-3003010-01
    Спасибо.

  2. Эдуард Залуцкий

    Павел я брал цилиндр ЦГ 80-280 5336-3405005-01 и соответственно продольную рулевую тягу 5551-3003010-01. Такая комплектация просто досталась. Думаю если попадется другая комплектация с цилиндром цг 80-360 по месту ее также будет возможно подогнать. Просто длинный цилиндр обычно стоит в комплектации с Мановским передним мостом.(на прямых шкворнях).

  3. Павел

    Спасибо большое за информацию. Сейчас как раз занят такой же модернизацией своего 5549 :) Ваша статья во-многом помогает)

  4. Павел

    Поставил кронштейн от супер-маза на раму, кронштейн кабины пришлось, как и Вам, подтачивать. Примерил рулейвой механизм – слишком завален влево и вперед. Немного шлифанул уши кронштейна, стал стоять более ровно, но все равно завален вперед настолько, что выходной вал практически упирается в балку кабины. Не сталкивались ли вы с подобной проблемой?

    Установка рулевого управления с Супер МАЗа (Фото 1)
    Установка рулевого управления с Супер МАЗа (Фото 2)
    Установка рулевого управления с Супер МАЗа (Фото 3)

  5. Эдуард Залуцкий

    Павел, у меня также рулевой механизм был завален влево и вперед. Вал рулевой колонки уходит вперед от положения ее на МАЗ-500. Для устранения проблемы, я подрезал поперечную балку кабины полукругом. После того как убедился, что не в каком положении ни вал ни сам рулевой механизм ничего в кабине не задевает, то заварил прихватками вырез в поперечной балке полукругом. Сам кронштейн рулевого механизма я не трогал, но как и писал, точил к нему на 1 см втулки и более длинные болты.

  6. александр

    я тоже мучался с устоновкой. но под кронштейн зделал клин что б колонка небыла завалена в перед

  7. Vit

    Автору респект! Кучу дельных советов почерпнул на сайте. Но все же решил ставить гидроцилиндр от Краза и НШ32. Надеюсь, что все получится.

Комментирование