Грузовик МаЗ-500: Установка заднего моста Raba-MAN

Категория: Ремонт Грузовиков - МАЗ-500, ,

Проездив более полугода на автомобиле МАЗ-500 седельный тягач, я выявил следующие недостатки. Малая скорость при достаточной мощности и вибрация свыше 65 км/час. Автомобиль уже оборудовал двигателем ЯМЗ-238 с турбонадувом.

По справочникам было в этом мосту еще передаточное число 7.24 но никто из моих знакомых не видел бортовой передачи с таким передаточным числом. Осталось только постараться найти мост от другого автомобиля. На пост советском пространстве  больше всего было универсальных мостов Раба-Ман. В автобусных предприятиях их была масса. Они применялись на всех автобусах Лиаз, на части автобусов ЛАЗ и поголовно на всех автобусах Икарус. Также применялись они и на троллейбусах Энгельсовского завода ЗИУ.

Внешний вид моста РАБА-МАН

Внешний вид моста РАБА-МАН

Скорости автомобиля МАЗ-500 на всех передачах с мостом передаточным числом 8.21 и на шинах ИД-304 статистическим радиусом=0.526. (главный редуктор =2.666, а бортовая 3.11

Таблица 1

Таблица 1

Получилась такая скоростная характеристика с максимальной скоростью 76.71 км/час.

На автобусах марки ЛиАЗ мост переживал автобус.

Центральные редуктора

Центральные редуктора

Поговорив с водителями узнал, что на МАЗ ставят в основном мосты с ЛиАЗа и ЛАЗа. При том, что первый мост имеет крепление колеса с помощью клиньев , а второй на футорках.  Начал искать мост с ЛиАЗа. Через некоторое время представилась возможность приобрести такой мост со списанного автобуса. Единственным условием было то, что надо было нанять автокран и вырезать мост самому, а также отрезать и передний мост. Этот списанный автобус переделывали под холодный склад. Вот так вырезав мост и погрузив его в машину, стал обладателем рабовского моста. Заглянув под щитки колодок убедился в достаточной толщине накладок и приступил к снятию флянца редуктора. Также нашел еще один флянец МАЗ -500 заднего редуктора. Отдал два флянца токарям и они подогнали на флянец автобусного моста флянец кардана. Стянули новый флянец шпильками с гайками и я его еще дополнительно сварил электросваркой.

Мост по толщине в районе крепления рессор гораздо толще МАЗовского. Поэтому пришлось выточить новые удлиненные стремянки с запасом резьбы и согнуть их в кузнице. На низ моста изготовил площадки из 20 мм пластин и сверлил их на сверлильном станке. На верхние подкладки моста под рессоры также изготовил новые и просверлил их под гайки стяжных болтов рессор.

После всех этих подготовительных условий приступил к замене моста. Для этого вывесил заднюю часть автомобиля. Затем открутил стремянки и снял их. Открутил карданный вал от моста и тормозные шланги от тормозных камер. После этого поднял заднюю часть автомобиля и добился того, чтобы рессоры еле касались моста, после этого замерил расстояние от центра хвостовика до земли и записал его. Затем поднял заднюю часть автомобиля еще выше и выкатил задний мост полностью из под машины в сборе с колесами. Снял задние колеса с моста и начал устанавливать их на автобусный мост. Используя клинья и гайки вместе с промежуточным кольцом от автобуса. После установки колес сразу не понравилось уменьшенное расстояние между покрышками.

После установки колес закатил мост под машину и опустил заднюю часть машины на мост с таким расчетом, чтоб влезли между мостом и рессорами подкладки рессорные. После этой операции провернул мост с таким расчетом, чтоб расстояние от земли до хвостовика стало сантиметра на три больше чем с МАЗовсим мостом. После этого начал собирать стремянки подкладки снизу моста и гайки наживлять. По памяти вспоминая сейчас пришлось еще подрезать крепления на мосту в которые входили автобусные стремянки. после легкой подтяжки начал приваривать верхние площадки моста под рессоры.

После этого затянул стремянки, поставил на место карданный вал и подсоединил тормозные камеры. Поездив некоторое время пришел к мнению, что прирост скорости был почти не заметный. Шум от моста, конечно стал тише, а вот тормоза стали более эффективные. Площадь тормозных колодок Рабовского моста, больше площади колодок МАЗ-500, но вот крепление колес не понравилось. Во первых, чтоб заменить болт под клинья нужно было снимать корону Кто придумал такую не практичную конструкцию остается загадкой. . (А вот само крепление короны понравилось. Корона крепилась не только через шайбы гравера и гайки, а под шайбами были установлены конусные сухари) Кстати сказать на супермазе короны крепяться без конусных сухарей и большое их число можно увидеть в металлоломе. Второе, промежуток между покрышками мал, при стандартной загрузке и 320  резине  постоянно между колес появляется черная полоса. Что говорит о соприкосновении колес при движение. Передаточное число  моста было такое.Редуктор 2.08* бортовая 3.66=7.61 Задний мост имеет табличку с задней части моста напротив редуктора.

Таблица 2

Таблица 2

Скорости автомобиля немного изменились, добавилось максимальной скорости 7 км/час и достигла 83.57 км/час.

Для того чтобы еще убыстрить автомобиль посоветовался в головном автобусном парке с агрегатчиками. И попал на специалистов. Они как услышали, что надо побыстрей редуктор на МАЗ сразу сказали, что надо определенный редуктор стольки то зубовый.(как впоследствии выяснилось редуктор с передаточным числом 1.79) и желательно к нему еще найти короны от троллейбуса. Тогда можно спокойно ездить на 320 резине, ведь в троллейбусе промеожуточное кольцо одинаковой толщины с МАЗовским. Также сказали что редуктор  (1.79) идет на городской Икарус и ЛАЗ с ЗИловским или Ураловским мотором. Вот так нашел быстроходный редуктор 1.79 и поехал в троллейбусный парк искать троллейбусные короны. Короны также нашел в сборе с клиньями и гайками вместе с болтами.

К перестановке приступил сразу же. Сначала редуктор. Редуктор меняется без больших усилий, он не тяжелый.. Единственная сложность вытащить его с моста. Есть у него одна хитрость, чтоб вытащить редуктор его надо повернуть на 90 градусов (планетарка должна быть параллельна мосту, тогда  планетарка пройдет в вырезы моста и редуктор снимется).

Соответственно редуктор также вставляется в мост, а затем проворачивается в рабочее положение. Смена корон также не представляет никаких особенных проблем. Костыли правда своеобразные в троллейбусном мосту, но вставляются легче всех тех которые я видел на других автомобилях.

Вид на бортовую с передаточным числом=3.66 и тролейбусную корону, видны также своеобразные прижимы колес.

Вид на бортовую с передаточным числом=3.66 и тролейбусную корону, видны также своеобразные прижимы колес.

Общее передаточное число моста у меня получилось редуктор 1.79/ бортовая 3.66=6.55,а передаточное число моста МАЗ было 8.21.

8.21/6.55=1.25 То есть скорость автомобиля возросла на 25 %, также снизилась на 25% тяга.

Таблица 3

Таблица 3

После замены центрального редуктора скорости стали такими с максимальной в 97.09 км/час.

Автомобиль с 20 тоннами легко шел по асфальту 80 км/час. Трогаться,  груженым лучше всего было с 1-й передачи. Груженым более 25 тонн пройти Урал на нем видимо было бы очень сложно. С 25 тоннами на очень крутых подъемах нужно было включать 1-ю передачу и машина чувствовалось шла на пределе своих сил. На таком мосту отъездил около 2-х лет. Крайние точки по карте были Алтай и Тамань. На асфальте легко оставлял за собой  автопоезда КАМАЗ (210 сил).

 Но в процессе работы были две неисправности, которые заставили задуматься. Появился шум в мосту. Вскрытие бортовых, ничего не выявило, за исключением того, что не вытаскивалась одна полуось. После долгих консультаций и догадок пришел к выводу, что причина в редукторе. Когда все съемники для снятия полуоси были сломаны, а полуось так и не сдвинулась с места, пришлось приступить к хирургической операции. Напротив выхода полуоси с редуктора с задней стороны редуктора было прорезано отверстие электросваркой диаметром 15 мм. И через это отверстие перерезана полуось электродом. Больше чем на треть электрод не сжигался. После проворачивания редуктора и его выемки с моста стала понятна неисправность. Полетели подшипники на планетарке и одна полуось приварилась к полуосевой шестерне дифференциала. Корпус редуктора имеет неразъемные бугеля, и вытащить обоймы с дифференциальной коробки не простая задача. С трудом, но разобрал. Пока не снимешь внутренние обоймы подшипника, не вытащишь и планетарку с дифференциалом. Так что редуктор компактный, но в ремонте требует специфического инструмента. Самое о примечательное заключалось в том ,что шестерни имели неповрежденные зубья.

Используя старый, Лиазовский редуктор, в виде запчастей восстановил  редуктор 1.79,но ставить его поостерегся. Нашел другой такой же редуктор и полуось и все это установил на машину.

После ремонта мост никаких подарков больше не приносил. Но посоветовали мне автослесаря перейти на бортовой редуктор 3.9 для того чтоб снизить нагрузку на центральный редуктор. Нашел я такие бортовые редуктора с Лаза на футорках. При замене колодок хотел даже поменять их. Но не получилось. Оказывается на Лиазе и Лазе разная ширина мостов из, за этого, Лазовские полуоси короче Лиазовских. Сама полуось под шестерню бортовых шестерен имеет еще и различную шлицевую часть. Правда, много позже встретил такую бортовую на автобусе Икарусе-255. Он был старый рессорник, имел КПП 5 центральный редуктор 1.47 и бортовые передачи =3.9.Если заменить на этом мосту центральный редуктор с 1.47 на 1.79 то при бортовых 3.9 будет само то, на тягаче с полуприцепом.  1.79*3.9=6.981 (на МАЗ-54329 мост имеет передаточное число=7.14)  Он и бегать будет чуть побыстрее чем МАЗ-54329 и двигателю будет не так тяжело.

Сколько после ремонта отходил мост точно не вспомнить уж, но второй редуктор также полетел. Полетели опять подшипники дифференциала и опять пришлось проводить операцию по вырезке полуоси. К тому времени работать стал по месту и поставил в него редуктор от Лиаза.

Встречал такой мост и на супер Мазе, разговаривал с водителями. Вместе пришли к выводу. Мост не плохой, но не для двигателей ЯМЗ-238 с наддувом. Не ходят они долго под турбиной. А вот для не турбовых моторов не плохой выбор. Но все же суперовский мост вне всякой конкуренции крепче.

Таблица возможных передаточных чисел на мостах РАБА-МАН

Таблица возможных передаточных чисел на мостах РАБА-МАН

Комментирование