МАЗ-54331: Замена двигателя ЯМЗ-236 на ЯМЗ-238

Категория: Ремонт Грузовиков - МАЗ-54331

МАЗ-54331: установка двигателя ЯМЗ-238 вместо ЯМЗ-236 (Фото 1)

Поездив немножко на машине Маз-54331 – седельный тягач, с двигателем ЯМЗ-236 мощностью 180 л.c. стал склоняться к мнению что при активной работе ездить на нем невозможно, при стандартной нагрузке 20 т, а меньшую нагрузку в наше время практически никто и не заказывает. Исходя из вышеизложенного, появилось два варианта действий, или менять автомобиль на более мощный или постараться модеренизировать машину, т.к. денег было не много, решил идти путем модеренизации. Через некоторое время удалось приобрести недорого с документами двигатель ЯМЗ-238 с рабочей машины. Когда двигатель появился у меня зачесались руки.

Скорость стандартного автомобиляМАЗ-54331 на различных передачах с мостом 7.79 (центральный редуктор 11на 25 зубьев) и шинах ИД-304 статистическим радиусом=0.526 метра.

Безымянный 0,526 81,64 КПП ЯМЗ-236 11

Процесс снятия двигателя с коробкой описывать не буду, т.к. он многим знаком, остановлюсь на тех работах которые пришлось произвести чтобы поставить двигатель ЯМЗ-238 на МАЗ-54331.

Передние  кронштейны крепления двигателя, являются одинаковыми для ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238, а задние кронштейны пришлось перенести, сначала долго думал как это сделать, а позже пришел к выводу что расстояние между форсунками, т.е.  межцелиндровое расстояние двигателя – это тот размер на которые следует сделать перенос.

МАЗ-54331: установка двигателя ЯМЗ-238 вместо ЯМЗ-236 (Фото 2)

Для того чтобы перенести двигатель, нужно снять задние опоры двигателя расположенные на раме кроншейны двигателя расположенные на раме:

МАЗ-54331: установка двигателя ЯМЗ-238 вместо ЯМЗ-236 (Фото 3)

Для этого взял низкооборотную дрель, накернил заклепки и сверлами 8, 11, 14, 16 высверлил выступающую часть заклепок (6 штук на 2 кронштейна), воротком выбил их, весь кронштейн отвалился, удалив остатки заклепок с задних кронштейнов двигателя на раме. Со вторым поступил также.

Взял штангенциркуль, и параллельно раме, провел черту от центра заклепок, затем межцентровое расстояние форсунок отметил на этой линии, затем высверлил два отверстия, закрепил их специально выточенными болтами, болты вытащил токарь с натягом по диаметру заклепки. Третье отверстии высверливал в раме по кронштейну. Установив кронштейны, привернул к ним подушки, и погрузчиком поставил двигатель на крепления. Затем коробку, все подошло.

После этого взял карданный вал и аккуратно с заднего конца вала удалил болгаркой на глубину три миллиметра сварочный шов задней вилки кардана. Кувалдой ее выбил. Затем межфорсуночное расстояние двигателя отметил на трубе кардана и по бумаге проведя окружность линии реза, отпилил лишнй кусок трубы. Затем вилку кардана забил в эту трубу совмещая плоскость работы креставин, сваркой прихватил в трех точках через 120 градусов приблизительно. Еще раз покрутив кардан, и оценив с разных сторон, проварил непрофессионально электросваркой по кругу. Оббил шлак и проварил для гарантии еще на раз. Установил кардан на место.

Установил выхлопную трубу родную с Маз-5433, но весь глушитель пришлось сдвинуть назад, т.к. проведенный изменения не позволяли поставить глушитель на штатное место. Задний конец коробки ЯМЗ-236 также пришлось изготовить самодельный кронштейн. Задний конец тяги переключения передач, также не стыковался с новым агрегатом, а потому был разрезан на две части и удлинен за счет варки части стабилизатора от Жигули Классика.

МАЗ-54331: установка двигателя ЯМЗ-238 вместо ЯМЗ-236 (Фото 4)

МАЗ-54331: установка двигателя ЯМЗ-238 вместо ЯМЗ-236 (Фото 5)

Т.к. объем двигателя ЯМЗ-238 больше чем ЯМЗ-236, то взял воздушный фильтр от супермаза. Его переносил несколько раз, но в конце концов поставил следующим образом:

МАЗ-54331: установка двигателя ЯМЗ-238 вместо ЯМЗ-236 (Фото 6)

При установке поперечины над коробкой, выяснилось что кулиса рычага переключения передач стоящая на коробке, упирается поперечину горбатой траверсы, и потому по принципу семь раз отмерь один раз отрежь, ее помаленьку отрезал раз пять.

МАЗ-54331: установка двигателя ЯМЗ-238 вместо ЯМЗ-236 (Фото 7)

В след за удлинением тяги управления коробкой, настала очередь удлинить тягу управления сцеплением, проблема была решена приваркой тяги донора, по месту с опущенной кабиной:

МАЗ-54331: установка двигателя ЯМЗ-238 вместо ЯМЗ-236 (Фото 8)

Заведя наконец автомобиль МАЗ, и проехав на нем, сразу же стало понятно, что возросшая мощность двигателя позволяла стартовать на нем без полуприцепа сразу с третьей передачи, прицепив телегу, и начав работать столкнулся с неприятным явлением, в крутых подъемах, в жаркое время двигатель атвомобиля нередко нагревался до точки кипения, приходилось пользоваться или более пониженными передачами, а в некоторых случаях даже останавливаться. После недолгих консультаций с коллегами, пришли к выводу,  что трехрядный радиатор, который стоял на МАЗ-54331, необходимо заменить хотябы на Суперовский, а желательно на четырехрядный, что и было сделано, радиатор подошел без каких-бы то нибыло передлок. Но пришлось дополнительно установить расширительный бачок от Камаза, благо он продается вместе с кронштейном и сравнительно не дорого.

Спустя короткое время, к хорошему постепенно привыкаешь, и начинаешь замечать, что не все так хорошо и безоблачно как казалось на первых порах, дело в том что больше80 км/ч, автомобиль в принципе разгоняться не очень то и хотел, т.к. обороты двигателя подходили к максимальным.

На таком ревущем звере, долго двигаться на максимальной скорости было утомительно. Потому следующим закономерным шагом, стало изменение передаточного числа заднего моста.

Поддамкратив одно из задних колес, и прокрутив его на два оборота, увидел что хвостовик провернулся приблизительно на 7,8 оборота, сверив данные по справочнику узнал, что передаточное число центрального редуктора 7,79, его нужно было как то понизить.

После долгих розысков, нашел пару, 12 на 25 зубьев, затем неисправный редуктор. С разбором хвостовика на редукторе, проблем никаких не возникло, а вот снимая старую планетарную шестерню с корпуса дифференциала, пришлось помучаться, т.к. направляющая запрессованная в шестерню с натягом. В конце концов, снял шестерню и разобрал дифференциал, к сожалению крестовина дифференциала, и все бронзовые шайбы пришлось заменить, не спеша собрал, самолично отремонтированный редуктор и в свободное от работы время, переставил его. Проехался на одном тягаче, первое впечатление – даже в кабине стало тише. Начав работать, стал замечать, что скорость выросла, однако скорость точно замерить не смог, т.к. с заменой редуктора на другое передаточное число, необходимо менять шестерни привода спидометра, т.к. измерение скорости сильно зависит от них.

Через некоторое время в магазине, нашел пару шестерен на привод спидометра, установил их, и оказалось, что полностью груженый автомобиль, свободно идет около80 км/ч, но 95 –100 км/чдля него предел.

Истиная скорость автомобиля с мостом передаточным числом равным 7.14 и шинах ИД-304 на всех скоростях:

Безымянный 0,526  7,14 89,0731 ЯМЗ-236 11

Как видно из таблиц на новом редукторе скорость возросла до 89 км/час и стала выше на 8 км/час. На первый взгляд незначительное повышение скорости,но в кабине стало потише и самое главное возросла кинетическая энергия и за счет повышения скорости стало  возможно гораздо быстрее двигаться по холмистой местности.

Поработав какое-то время, мне на обмен попалась неисправная 238 коробка с длинным демультипликаторем, на мою исправную 236 и не удержавшись я поменялся.

В коробке, пришлось заменить вторичный вал (нудное занятие из-за сбора подшибника 1-5 передачи, уж больно там много иголок). В демупликаторе потребовала замены, синхронизатор повышенной передачи, и пониженной, после того как перебрал коробку, ставить на автомобиль не стал, а сразу же пустился на поиски редуктора главного моста 15 на 24. Через некоторое время, такой агрегат попал мне в руки. Не долго думая, приступил, ко второй стадии реконструкции автомобиля.

Для того чтобы, определить длину кардана, я поставил риску на шлицевом соединении напильником, затем снял карданный вал и в нижней части замерял расстояние между фланцеми, длину карданного вала мерить не стал. Снял коробку ЯМЗ-236 установленную на машине, верхнюю поперечину рамы и потихоньку попытался поставить коробку лебедкой, но задний конец коробки наглухо упирался в рисивера, в первый момент даже пришла мысль укоротить их, но понял что самому такое плотное соединение не проварить, поэтому постарался сдвинуть ресивира в заднюю часть рамы до упора, это удалось сделать миллиметров на 50-70, некоторые шланги между ресиверами пришлось перенести, и после этого коробка встала на место.

МАЗ-54331: установка двигателя ЯМЗ-238 вместо ЯМЗ-236 (Фото 9)

Затем была установлена поперечина задней опоры двигателя:

МАЗ-54331: установка двигателя ЯМЗ-238 вместо ЯМЗ-236 (Фото 10)

Наступил черед провести 3 дополнительные трубки к рычагу переключения передач для управления демультипликаторем, трубки брал тормозные типа ГАЗ-52 – ГАЗ-53, рукоятка управления демультипликаторем – от Камаза. Кран управления демультипликатором – суперовский на тросике.

Все это смонтировал. Затем замерил расстояние между фланцем коробки и заднего моста и опять отпилил вилку заднего конца карданного вала, разницу в длине кардан между 236 коробкой и 238 отметил на трубе карданного вала и опять отрезал болгаркой. Затем совместил вилки и забил вилку задней крестовины в трубу карданного вала.

Вилку к карданному валу прихватил в трех местах равномерно, а затем обварил их на два шва.

Пришлось сделать старую операцию снятия редуктора заднего моста, и замена его на нужный редуктор, на редуктор 15-24, передаточное число 5,49.

Шестерни привода спидометра заменил на суперовские шестерни привода спидометра, затем протянул провод от включателя демультипликатора до лампочки на щиток приборов, а второй конец датчика влкючения демультипликаторя закрепил на массу коробки.

Заведя двигатель и накочав воздух, на месте попереключал демультипликаторь. Лампочка показывала, переключение передач в демультиплакторе.

Наконец последняя таблица скоростей уже с редуктором центральным 15 на 24 и общим передаточным числом моста 5.49 и КПП ЯМЗ 238.

Безымянный 0,526 5,49 107,68 КПП ЯМЗ -238 11

Машина получилась гораздо быстрее своих предыдущих версий. 80 -90 км/час на ней уже можно было бежать часами в любых условиях движения не затруднительно стало потдерживать хорошие скорости, благо подбор КПП позволял это делать.  В кабине стало значительно тише и с грузо в 35-38 тонн машина справлялась довольно успешно.

Все можно работать. Рабочий режим машины вошел в норму и быстро – почти супер. В процессе эксплуатации стал замечать, что пустой автомобиль с мазовской двухостной телего при оборотах по тахометру 1700-1800, обгоняет новые иномарки. Надо полагать наверное те, которые с электронным ограничителем. С американцами и старыми европейцами, этот фокус не проходит, те обгоняют как с места так и ходом.

Комментирование