Маз ремонт стартера.

Категория: Ремонт Грузовиков - МАЗ-500, МАЗ-54323, МАЗ-54331

 С некоторых пор стал замечать , что при заводке двигателя МАЗ стартер стал крутить неохотно. И что самое странное крутил так с какой то непостоянной периодичностью. То есть день два крутит нормально, и в какой то момент переходит на ленивую заводку. Создавалось впечатление о последних днях жизни аккумуляторов.Но аккумуляторы были довольно свежие, свет даже с заглушенным мотором был яркий и вольтметр показывал приличное напряжение. А вот стартер до сих пор не приносил никаких сюрпризов, и я признаться сам уж забыл, когда он подводил меня и я им занимался.

Рассудив все это, пришел к выводу о необходимости стартера в ремонте. Для того чтоб не затягивать процесс ремонта стартера, купил предварительно 3 втулки якоря и новый комплект щеток.  План был следующего свойства. Все ломается от старости и надо качественно отремонтировать стартер и опять забыть о нем на много лет.

DSC062841

Вид на снятый стартер.

 Снять стартер с двигателя МАЗ не трудная задача, но и удобно легкой ее не назовешь. Весит он не мало, притянут к блоку на двух лентах.   Если еще и самому расположиться лежа под ним, то операция по его съему становиться на вытянутых руках мало приятна.

Для того, чтоб облегчить ее, поступал следующим образом. Сначала отключал массу аккумулятора, затем отворачивал маленький болтик сбоку втягивающего реле и снимал проводок управления втягивающим реле. Затем головкой откручивал питающий кабель от втягивающего реле и снимал его вместе с проводом идущим в сеть автомобиля. Затем откручивал первую стяжку крепления стартера со стороны маховика и переходил к откручиванию следующей стяжки, но до конца ее не откручивал. Сам при этих действиях находился между рессорой и колесом. (Перед снятием стартера желательно повернуть передние колеса налево до отказа. Это позволит находиться вам в более свободном пространстве.) Затем правой рукой придерживал стартер, а левой откручивал до конца хомут. После откручивания последнего хомута всегда старался вытащить стартер и положить его на поперечную рулевую тягу и переднюю балку, а затем уж опустить его на землю. Если не уверены в своих силах, то можете воспользоваться доской положенной поперек правой рессоры под стартером. Это также позволит вам снять стартер в два этапа и не будет вас сильно напрягать.

Стартер снял почистил и приступил к разборке. Для этого открутил болтики и гайку на переднем торце стартера. Открутил также гайку для снятия шинопровода от втягивающего реле к стартеру и снял его. Открутил четыре болтика на крышке механизма вилки бендикса. Затем открутил две длинные шпильки стягивающие стартер и вытащил их из корпуса, а также снял для разборки втягивающее реле. После этого разобрал полностью стартер. На якоре коллектора стартера не было никаких рисок, потертостей неровностей. Якорь стартера имел люфт во втулках, но якорь не башмачил.

Решил заменить щетки и втулки разом. Для этого перепресовал медно графитовые втулки в корпусе стартера и у знакомого токаря развернул их. Последовательно прозвонил обмотку якоря и обмотки шунтовой обмотки статора. Все соответствовало норме. После этого установил якорь в задний корпус и собрал бендикс. Затем установил новые щетки на место и закрыл переднюю крышку стартера. После этого разобрал переднюю крышку втягивающего реле , перевернул чистой необгоревшей стороной контактную шайбу, и на камне вывел болты контакты в одну плоскость. Затем собрал втягивающее реле, установил его на корпус и проверил стартер от аккумулятора. В стартере легко срабатывало включение бендекса и стартер крутил на холостых оборотах.

Одним словом более никаких неисправностей не нашел и стал устанавливать стартер на место.

Установка стартера для меня не представляла трудностей. Обычно для этого подгибал первый верхний хомут, вставлял его под шинопровод стартера и в два этапа вставлял на место. То есть сначала ложил стартер на балку и поперечную рулевую тягу, а затем заталкивал стартер на место защелкивал верхний хомут крепления стартера и прихватывал на болт крепления. Затем и второй хомут заводил на место и также наживлял на болт крепления. Затем  стартер проворачивал до зацепления стартера со штифтом на блоке и поочередно затягивал ленты крепления стартера и ставил снятые провода на место. Включил массу и попробовал завести двигатель. Двигатель завелся весело и я успокоил себя мыслью вовремя проведенным ремонтом.

Несколько дней ничего не предвещало беды и двигатель заводился как по сигналу тревоги у заботливого бойца. Но через некоторое время во время одной разгрузки автомобиля стартер лишь щелкал втягивающим реле и не мог прокрутить мотор. Ситуацию осложняло то, что автокран был приперт моей машиной, и ни чем не мог мне помочь. Проверив все клеммы на аккумуляторных батареях и стартере, попытался еще раз завести мотор. Но успеха это не принесло и стартер не смог даже сделать оборот. Ситуация явно выходила из под контроля и к тому же место было глухое. Дернуть машину было нечем. Водитель крана начинал явно нервничать. Однако, здраво порассудив вдвоем, решили попробовать идиотский способ. Попросту постучать по стартеру хорошенько молотком. По статору стартера стучал я хоть и сильно, но ни сколько не надеясь на приличный результат. Для гарантии подождали еще пяток минут для отдыха аккумуляторов. Забравшись в кабину попробовал завести двигатель, и он завелся как ни в чем не бывало. Однако, чудеса.

Приехав в гараж и поставив машину на место, решил еще раз завести мотор и понятно безрезультатно. Стартер наотрез отказывался крутить двигатель. Пришлось опять снимать стартер и разбирать его. Опять прозвонил якорь. Ни обрывов, ни замыканий обмоток на массу на якоре не было. Щетки уже успели притереться к коллектору и сам коллектор был ровный и гладкий . Сделав такой осмотр стало понятно что причина в статоре стартера.

DSC062881

Вид на лопнувшую клемму шунтовой обмотки. 

По моим рассуждениям выходило, что существует или обрыв в обмотке или замыкание обмотки на массу. Но для того чтоб наверняка прозвонить обмотку нужно отсоединить ее от массы статора. Для этого открутил болтик на 10 которым прикручивался второй конец обмотки. Осторожно отогнув клемму обмотки от массы, попробовал прозвонить ее. Обмотка была совершенно целая, и свет лампы пробника об этом сигнализировал. Электрического касания на массу обмотки также не было. Пришлось  клемму обмотки прикрутить на место. Начал снимать клемму второй обмотки и оказалась слабо затянута. Открути болтик полностью и сняв шайбу увидел кончик клеммы упавшей с шайбы. Такого поворота событий не ожидал. Попробовал покачать обмотку на наличие шевеления. Обмотка сидела на полюсе жестко. Тогда прозвонил и эту шунтовую обмотку. Ни обрывов, ни замыкания на массу статора не было. Впопыхах хотел попросту припаять обломившийся конец клеммы, но поразмыслив пришел к выводу, что это будет ненадежно. Как выход из положения решил просто поставить шайбу увеличенного внешнего диаметра с тем расчетом, чтоб прижать остатки клеммы на большей площади. Подобрав шайбу увеличенного диаметра и зачистив конец клеммы прикрутил клемму на место, использовав новую шайбу гровера/

DSC062911

Вид на закрепленую клемму шунтовой обмотки.

DSC062941

Вид на подготовленый стартер перед сборкой.

Сборка стартера не заняла много времени, а установка его на место прошла на подъеме. Вот и пуск двигателя, с пол оборота он привычно рявкнул пустив дым из трубы. И о стартере я забыл надолго.

Как вывод. Ни до, ни после такой неисправности у меня больше никогда не наблюдалось.

Но при ремонте стартера я взял для себя в правило проверять прочность крепления шунтовых обмоток к статору.

Комментирование