» » ГАЗ-2752 «Соболь», МАЗ-54329 и МАЗ-54323: Обороты двигателя при переключении передач

ГАЗ-2752 «Соболь», МАЗ-54329 и МАЗ-54323: Обороты двигателя при переключении передач

09.08.2018 7 770 0 Eduard
ГАЗ-2752 «Соболь», МАЗ-54329 и МАЗ-54323: Обороты двигателя при переключении передач
Содержание:
1. Переключение передач на ГАЗ-2752 «Соболь»
2. Переключение передач на МАЗ-54329 и МАЗ-54323

В этой статье, хотелось бы немного поговорить о процессе переключения передач на автомобиле. Каждый день в пути мы делаем эту нехитрую операцию, но не всегда задумываемся о смысле выполняемых нами действий.

1. Переключение передач на ГАЗ-2752 «Соболь»


Начать можно с простой 5-ти ступенчатой КПП Газель. Она практически такая же, как и КПП на автомобиле Волга, только имеет некоторые отличия по передаточным числам. Однако, т.к. таблицы скоростей на КПП Газель у меня под рукой нет, то попробую объяснить все на примере ГАЗ-2752 «Соболь».

Считаем скорость по формуле V=0.38*((N*R)/(Ik*Iz)), где V - скорость автомобиля, N - число оборотов двигателя, R - статистический радиус колеса равный 0.315 метра, Ik - передаточное число КПП на данной передаче, Iz - передаточное число заднего моста равное 4,55.
Диапазон скоростей ГАЗ-2752 «Соболь»
Диапазон скоростей ГАЗ-2752 «Соболь»
Переключая передачи на таком маленьком автомобильчике, мы большого значения этому процессу не придаем, т.к. КПП на всех передачах синхронизирована (кроме задней) и передачи включаются легко.

Если же посмотреть на этот процесс более пристально, то благодаря таблице, становится понятнее принцип еще более легкого и быстрого переключения передач. Легко заметить, что на определенной скорости, можно двигаться на различных передачах и оборотах двигателя.
Например, двигаясь на 5-ой передаче при 1100 об/мин двигателя и подъезжая к перекрестку, можно раскрутить мотор до 1300 об/мин и легко включить 4-ую передачу. Также, можно уйти вниз на 3-ю передачу, если крутануть двигатель до 1800 об/мин.

Раскрутив двигатель до 3000 об/мин, окажется очень просто воткнуть 2-ую передачу. Если же в дороге мы вдруг уперлись в песчаный подъем и потребовалась вся мощность двигателя, то можно раскрутить его до 5200 об/мин и включить 1-ую передачу.

Таким образом, глядя на таблицу, а также тахометр со спидометром, можно знать точно на какой скорости и оборотах двигателя, следует включать нужную передачу.
Тронувшись на 1-ой передаче, доводим обороты двигателя до 2800 и с легкостью включаем 2-ую. Разгоняем на ней автомобиль до 37 км/ч и переключаемся на 3-ю передачу, благодаря которой доводим скорость до 62 км/ч. Включаем 4-ую передачу, а достигнув на ней скорости 86 км/ч, переходим на 5-ую.

Вот приблизительный алгоритм переключения передач, но вы можете выбрать и свой. Главное, всегда нужно согласовывать скорость и включаемую передачу.

Теперь, посмотрим на ряд этой КПП и для этого, мы более сильную передачу разделим на более слабую: 4.05/2.34=1.7; 2.34/1.395=1.67; 1.395/1.0=1.395; 1.0/0.849=1.17.

Исходя из таких расчетов, можно сделать вывод, что на основании данного ряда КПП: 1-ая передача мощнее 2-ой в 1,7 раза; 2-ая передача мощнее 3-ей в 1.67 раза; 3-я передача мощнее 4-ой в 1.35 раза; 4-ая передача мощнее 5-ой в 1.17 раза. Пятая передача ускоряющая и в основном предназначена для поддержания установившейся скорости движения.

Говоря о переключении передач на ГАЗ-2752 «Соболь», следует иметь ввиду, что разница в ряду передач не большая и все передачи синхронизированы, а потому больших трудностей, даже для начинающих водителей, эта КПП в процессе использования не создает.

2. Переключение передач на МАЗ-54329 и МАЗ-54323


Сейчас возьмем и просчитаем таблицу скоростей для грузовика МАЗ-54329, который обут в стандартные шины ИД-304.
Диапазон скоростей для МАЗ-54329
Диапазон скоростей для МАЗ-54329
Находясь за рулем грузовика полной массой 33 тонны, подходить к процессу переключения передач следует более тщательно, т.к. при неверном выборе момента для переключения, сильно возрастают нагрузки в трансмиссии, а в некоторых случаях нужную передачу и вовсе не удается включить.

Все это объясняется большим шагом передач, который мы сейчас и рассчитаем: 5.2/2.9=1.79; 2.9/1.52=1.9; 1.52/1.0=1.52; 1.0/0.66=1.52. Благодаря таким простым расчетам, стало видно, что некоторые передачи сильнее более высоких почти в 1,5-2 раза.

На основании своего личного опыта, могу сказать, что тяжелее всего на ходу на КПП ЯМЗ-236 переключиться со 2-ой передачи на 1-ую и это долгое время у меня получалось крайне плохо.

Составив такую таблицу в первый раз, сразу же понял механизм переключения передач вниз. Когда скорость на 2-ой передаче падала до 1000 об/мин (примерно 8-10 км/ч), то я быстро выжимал сцепление и раскручивал двигатель до 1500 об/мин, после чего втыкал 1-ую передачу. Получалось это у меня не всегда с первого раза, но постепенно, навык был отточен.

С ростом опыта, стал переключаться уже при 1300 об/мин, раскручивая мотор при переключении до 1800-1900 об/мин. Особенно, этот прием помогал во время движения по грунтам с перегрузом, т.к. в такой ситуации с 30-ю тоннами на борту останавливаться было нельзя (при остановке на грунте, тронуться на МАЗе очень сложно), а ходом проскочить бывало получалось.

Переключение остальных передач обычно сложностей не вызывало, но все же не мешает лишний раз взглянуть на таблицу и выбрать оптимальные скорости для переключения в определенных условиях.

Теперь, посмотрим на процесс переключения передач на КПП ЯМЗ-238А. Сначала, скорости на этой КПП у меня переключались не очень гладко, но в этом была исключительно моя вина, т.к. при переключении передач вверх, я полностью сбрасывал газ, а на этой КПП делать этого нельзя.

Рассчитаем таблицу скоростей для грузовика МАЗ-54323 с шинами ИД-304 и задним мостом с передаточным числом 5,49.
Диапазон скоростей для МАЗ-54323
Диапазон скоростей для МАЗ-54323
Если завести двигатель и тронуться на 1-ой передаче (флажок управления демультипликатором должен находиться в нижнем положении и включен низкий диапазон), довести обороты двигателя до 1700, то скорость автомобиля достигнет 8 км/ч и можно будет переключаться на 2-ую передачу и опять раскручивать двигатель до 1700 об/мин.

Таким образом, достигнув 1700 об/мин, можно переключаться на следующую передачу, но в момент ее включения, обороты должны быть в районе 1300. Переключение остальных передач, должно происходить по такому же сценарию.

Если посмотреть на скоростные характеристики двигателя ЯМЗ-238, то станет понятно, что 1300 об/мин соответствует мощности в 220 л.с., а вот 1700 об/мин соответствует 280 л.с.

Скорость грузовика упала, а обороты двигателя снизились до 1300 об/мин - значит мощности двигателя не хватает. Вы включаете передачу пониже и машина опять начинает разгоняться, а все дело в том, что таким образом, вы добавляете двигателю 60 л.с. мощности.

В некоторых случаях, приходится включать еще более низкую передачу, тогда вы добавляете двигателю еще 400 об/мин и доводите значение до 2100 об/мин. В этом случае, пониженная передача позволит выжать из двигателя его полную мощность в 330 л.с.

Иногда, такие коробки называют двухэтажными и режимными. Они позволяют с одинаковым шагом в 400 об/мин, работать с большей или меньшей мощностью.

Например, когда в кузове лежит за 30 тонн и впереди вас ждет подъем, то можно перейти на переключение передач с большей мощностью. Выглядит это следующим образом:
Когда двигатель работает на 1900 об/мин, то его мощность равняется приблизительно 305 л.с., а многоступенчатая КПП позволяет использовать эту мощность в полном объеме на разных передачах.

Такие КПП позволяют работать через передачу, но при этом шаг оборотов двигателя должен быть в районе 800 об/мин.

Шаг КПП в данном случае будет равен 7.73/5.52=1.4, а шаг демультипликатора (если 1-ую передачу разделить на 5-ую) 7.73/1.96=3.94. Каждая низшая передача сильнее высшей в 1.4 раза, а вот при включении демультипликатора, все низшие передаче сильнее своих высших в 3.9 раза.

Не знаю, поможет ли вам данная статья, но лично я с помощью подобных расчетов, достаточно хорошо понял смысл работы КПП ЯМЗ-238А и вполне успешно этим пользовался.
Автор: Эдуард Залуцкий

Оцените статью «ГАЗ-2752 «Соболь», МАЗ-54329 и МАЗ-54323: Обороты двигателя при переключении передач»

9.8
Полезность
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
9.3
Интересность
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
Итоговая оценка: 9.5 из 10 (голосов: 4 / История оценок)
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent