Переключение передач на МАЗАах.

Категория: Ремонт Грузовиков - Разное

Хотел начать с такого простого понятия как переключение передачи в автомобиле. Ну что об этом говорить все понятно и каждый день мы проделываем эту операцию по многу раз.В чем изюминка.Изюминка в том чтобы постараться понять весь механизм переключения передач. Начать можно с простой пятиступенчатой КПП автомобиля газель, она практически такая же как и на автомобиле Волга,только несколько изменена по передаточным числам,но в связи с тем что таблицы скоростей на Газель у меня под рукой нет попробую обьяснить на примере ГАЗ-2752 Соболь.Итак считаем скорости V=0.38((N*R)/(Ik*Iz)) Где V-Скорость автомобиля.N-число оборотов двигателя, R-Статистический радиус колеса равный 0.315 метра, Ik-передаточное число КПП на данной передаче,IZ-передаточное число заднего моста=4,55.Посчитали и получили следующую таблицу. Безымянный Соболь111

Переключая передачи на таком маленьком автомобильчике мы порой не придаем большого значения этому процессу.Да и на первый взгляд зачем? Ведь КПП на всех передачах синхронизирована (за исключением задней передачи) и передачи включаются легко и нет никаких вопросов.Если же посмотреть на этот процесс с точки зрения таблицы то становится намного понятней принцип еще более легкого и быстрого переключения передач.Смотря на таблицу легко заметить  что на определеной скорости можно двигаться на различных передачах и оборотах двигателя. оболь2211 Легко заметить,что двигаясь к примеру на пятой передаче и поткатываясь к перекрестку при 1100 об/мин двигателя можно легко включить четвертую передачу раскрутиа двигатель до 1300 об/мин. Или уйти вниз через передачу  на третью крутанув двигатель до 1800 об/мин. А если крутануть  двигатель до 3000 об/мин легко как домой включиться вторая передача. А если по ходу дороги мы упираемся в песчаный подъем и нам нужна вся мощность двигателя с запасом,то мы выкручивая двигатель до 5200 об/мин легко включаем первую передачу. Значит глядя на таблицу и тахометр со спидометром мы будем точно знать на какой скорости и оборотах двигателя нам можно включать нужную передачу. Соболь33 11 Глядя на таблицу и трогаясь на первой передаче доводим обороты двигателя до 2800 и с легкостью включаем вторую передачу. Разгоняем на второй передаче до 37 км/час и переключаем на третью передачу. На третьей передаче разгоняемся до 62 км/час и переходим на четвертую передачу. На четвертой передаче разгоняем до 86 км час и включаем пятую передачу.Вот приблизительно такой порядок переключения передач,но он может быть выбран вам и с другим алгоритмом. Главное всегда согласовывать скорость включаемой передачи. Сейчас можно посмотреть на ряд этой КПП.Для этого мы более сильную передачу раздели на более слабую. 4.05/2.34=1.7    2.34/1.395=1.67 1.395/1.0=1.395    1.0/0.849=1.17 Исходя из подсчетов мы можем сделать вывод,что на основание этого ряда КПП у нас 1 передача мощнее второй в 1.7 раза.Вторая мощней третьей в 1.67 раза.Третья мощнее четвертой в 1.35 раза. А вот четвертая мощней  пятой в 1 .17 раза,она просто ускоряющая и в основном предназначена потдерживать установившуюся скорость движения.Говоря о переключении передач на Соболе надо подчекнуть такой момент, что разница в ряду передач не большая,все передачи синхронизированы и по тому больших трудностей даже у начинающих водителей эта КПП не вызывает. Сейчас возьмем и просчитаем таблицу скоростей для МАЗ-54329 на шинах ИД-304. Безымянный 0,526  7,14 89,0731 ЯМЗ-236 11 При вождении автомобиля полной массой 33 тонны к переключению передач нужно подходить более тщательно. Ведь при неправильно выбраном моменте переключения сильно возрастают нагрузки в трансмиссии,а в некоторых случаях не удастся даже включить нужную передачу. Объсняется это большим шагом передач.Посчитаем этот шаг. 5.2/2.9=1.79   2.9/1.52=1.9    1.52/1.0=1.52    1.0/0.66=1.52   На основании этого ряда мы видим что некоторые передачи сильне своих высших чуть ли не в два раза.

На основании личного опыта могу сказать что тяжелее всего на КПП ЯМЗ-236 включить на ходу со второй передачи первую. У меня также это долгое время не получалось. После того как составил подобную таблицу мне стал понятен механизм переключения вниз.  просто глядя на таблицу стал делать следующим образом. Когда скорость на второй передаче падала до 1 000 об/мин(это соответствует 8-10 км/час) я быстро выжимал сцепление и раскручивал двигатель до 1500 об мин и в таком порядке удавалось переключиться вниз. Получается правда не с первого раза. Но с тренировками получается. С ростом навыков переключался со второй на первую при 1300 об/мин раскручивая двигатель при переключении до 1800-1900 об/мин. Особенно такой прием помогал с перегрузом на грунтах. Потому как в некоторых ситуациях если остановишься,то гарантировано с тридцатью тоннами на МАЗе уже не тронешься,а вот ходом удается иногда проехать.  Переключение остальных передач обычно сложностей не вызывает,но все же не мешает лишний раз взглянуть на таблицу ивыбрать скорости наиболее удачные в определеных условиях для переключения.

И так рассмотрим переключение передач на КПП ЯМЗ-238А. На этой КПП у меня сначала также не так гладко переключались скорости. Но виноват был сам, при переключение передач вверх я полностью сбрасывал газ,а на такой КПП это нельзя делать. Для этого опять составим таблицу скоростей МАЗ-54323,шины ИД-304 задний мост=5.49.

Безымянный переключение 111

Если завести двигатель и тронуться с первой передачи(Флажок управления демупликатором должен находиться в нижнем положении и включен низкий диапазон) и довести обороты двигателя до 1700 то скорость достигнет 8 км/час и можно переключаться на 2 передачу и на второй опять разгонять машину до 1700 об/мин.При достижение опять 1700 оборотов опять можно переключаться на следующую передачу. В момент включения следующей передачи обороты должны быть 1300 об мин.

Порядок получается такой,трогаемся газуем при достижении 1700 следующая передача при оборотах двигателя 1300.И так до восьмой передачи. Здесь уместно отметить что если посмотреть на скоростную характеристику двигателя то станет понятно,что точка 1300 об/мин соответствует отдаче 220 л/сил,а вот точка 1700 об/мин соответствует 280 л/сил.

На практике это будет так у вас упала скорость и опустились обороты до 1300,значит силы отдачи двигателя не хватает. Вы включаете передачу пониже и машина пошла опять разгоняться. На самом деле вы включая передачу пониже добавляете 60 л/сил мощности. В некоторых случаях нужно включить передачу еще ниже,тогда вы добавите еще 400 об/мин до 2100об/мин и на пониженой передаче будет выжмете из двигателя полную мощность в 330 л/сил.

Иногда такие коробки называют двухэтажные и режимные. Говоря простым языком такие КПП позволяют с одинаковым шагом в 400 об мин работать с большей или меньшей мощностью. Например когда в кузове лежит за тридцать тонн и спереди вы ясно видите подъем,то можно перейти на переключение передач с большой мощностью.Будет это выглядеть так.

=========переключить

Если вы будете работать на оборотаз 1900 то вы будете задействовать мощность в приблизительно в 305 л/сил.Говоря еще более простым языком можно сказать,что многоступенчатая КПП позволяет реализовать  съем с двигателя полной мощности. Так же эти КПП позволяют работать через передачу. Но должно соблюдаться условие шага оборотов двигателя в 800 об/мин.

Шаг КПП будет=7.73/5.52=1.4, а вот шаг демупликатора будет равен если первую передачу разделитьна пятую.7.73/1.96=3.94   Для пояснения это выглядит так :Каждая низшая передача сильнее высшей в 1.4 раза, А вот при включении демупликатора все низшие передаче сильнее своих высших в 3.9 раза.Не могу точно знать на сколько вам будут полезны эти выкладки,но я с помощью их достаточно хорошо понял смысл работы КПП ЯМЗ-238А,  и этим пользовался.

td class=”xl41″ align=”right” td class=”xl32″ style=”border-left: none;

Комментирование