Как снять двигатель ЯМЗ-236, 238 при ремонте МАЗа

Категория: Ремонт Грузовиков - МАЗ-500, МАЗ-54323, МАЗ-54331

При ремонте двигателя не всякий раз бывают удобные условия и не всегда под рукой постоянно грузоподьемные механихмы..Потому с течением времени выработалась определенная методика разбора двигателя и последующая сборка.К тому же могу сказать что все действия по сборке разборке двигателя можно выполнить практически одному.Звучит не очень правдоподобно учитывая что вес двигателя 1000-1250 кг.Но не будем спешить с выводами попробуем разобраться. При снятии двигателя с автомобиля не возникает никаких сложностей.При снятии и установке двигателя на место разборки (желательно чтоб основание было крепкое к примеруАсфальт плиты).Желательно первый раз опустить на что то мягкое(например старый баллон), и на левой стороне выкрутить болты стягивающие крышки коренных подшипников.Затем перецепить стропы или чалку за одну головку(за передний и задний рым болт)Затем заготовить старую гильзу цилиндров или кусок бруса по длине гильзы.Затем поднять двигатель лучше за правую головку и опустить двигатель на пол таким образом чтоб противоположная головка опиралась на колектор,а разьем блока по поддону опирался на вертикально поставленную гильзу в середине блока.Да под колектор положить доску дюймовку.После того как двигатель встал в устойчивое положение можно приступить к его полной  разборке. Для этого сразу снимаем правую головку,коирпессор,Топливный насос высокого давления,турбину в сборе,генератор,опору компрессора вместе с топливным фильтром и трубопроводами низкого давления,ремень помпы,шкив коленчатого вала и переднюю плиту двигателя вместе с водяным насосом Также снимаем фильтр тонкой очистки масла. Затем снимаем сцепление,маховик и кожух сцепления.Затем можно приступить к снятию поддона,масляного насоса и главное не забыть снять уголок маслопровода прикрученого к блок   . После этого можно откручивать шатуны 1,2,3 и 4 и вытаскивать одноименные шатуны вместе с поршнями.Для снятия гильз лучше применять специальный съемник,а с его отсутствием медную выколотку.Если же гильзы идут в металлолом то гораздо проще выбить их старой полуосью.(особенно подручные зиловские или камазовские)  Следующим действием можно приступить к снятию коленчатого вала двигателя. Для этого откручиваем болты стяжшые коренных подшипников со стороны правой головки,а затем откручиваем крышки коренных подшипников снизу.Вытаскиваем крышки подшипников оставляя на месте средний.у .Затем прокручивания последовательно коленчатый вал откручиваем 5,6,7,и 8 шатун  и снимаем крышки шатунов.В виду того что плоскость разъема блока находится у нас в вертикальной плоскости то готоыим пару брусков и вставляем их под противовесы коленвала.Затем придерживая коленвал снимаем последнюю среднюю крышку коленвала и выкатываем акуратно коленва. Все коленвал снят и можно убирать его в сторону.Здесь еще возможно сначала отпустить двигатель с гильзы,а затем снимать.Это по желанию.Затем берем домкрат ставим его наклонно и упираем его в верхний угол середины разьема блока немного поддомкрачиваем и вытаскиваем гильзу из по блока.Спускаем домкрат и если не хватает хода то перехватываемся и опускаем блок до земли прокладки.Затем ионтировкой приподнимаем за левую головку и подкладываем под разьем блока с головкой брусок с тем расчетом чтоб прокладка доски между колектором и асфальтом вышла. Все подготовились и снимаем левую головку блока,шатуны с поршнями 5,6,7,8 затем гильзы цилиндров. Все двигатель разобран.

3Z4EPKhMПеред сборкой  блок двигателя стоит в таком положении.Только лучше его оставлять на гтльзе,а не на домкрате.На домкрате блок стоит не очень устойчиво.Но в момент протяжки коренных и шатунных подшипников лучше дополнительно подставить домкрат под угол блока.

jrM5ENPwВид сзади на блк двигателя.После разборки двигателя,дефектуем детали если надо точим или меняем коленвал поршневую и начинаем сборку.

Для этого наклоняем блок на 5-8 цилиндр,под шпильки ложим доску дюймовку,затем ставим домкрат на край блока и поднимаем его таким образом чтоб опять можно было подставить гильзу.Затем берем коренные вкладыши и вставляем их в блок.Затем (если вы один то по брускам) закатываем коленвал на место и закрепляем его средней коренной крышкой Затем проворачиваем колено для того чтобы совпали метки на распредвалу и ставим первый бугель не забывая мазать вкладыши и болты маслом. Затем ставим на место последний и остальные и затягиваем их не смертельно.Затягивать коренные лучше в два приема первый раз 20 кгм,а затем уж капитально 43-47 кгм.Лучше затягивать динамометрическим ключем.Если его нет то тоже не беда,можно попробовать следующий способ.К примеру я вешу 80 кг-значит под своим весом на рычаге 1м я создам крутящийся момент равный 80 кгм,Если взять рычаг 55-60 сантиметров то я под своим весом как раз обеспечу требуюмую затяжку.Для того чтоб затянуть коренные брал обычно накидной многогранный ключ и трубу и напилиником наносил метку на 55 сантиметров.Ключ попеременно переставлял на верхний и нижний болт коренных подшипников и по собственным весом последовательно затягивал бугеля не забывая после каждой затяжки подшипника прокручивать вал.После затяжки коленвала приступал к вставке гильз 5-8 цилиндра.Резинки мазал хозяйственным мылом,а забивал гильзы кувалдой через березовый брусок.Затем вставляем поршня с шатунами,и также протягиваем их под своим весом но используя общий рычаг в моем случае 80кг разделить на 22 кгм=0.32 метра. Все половину ЦПГ собрали,Пора браться за другую сторону.Для этого отпускаем за бугельный болт домкратом блок переваливаем его на другую сторону.Опять поднимаем его домкратом подставляем гильзу под блок и устанавливаем на место 1-4 гильзу,а затем шатуны с поршнями и затягиваем шатунные болты.Все шатунно поршневой механизм собран.Затем устанавливаем переднюю крышку двигателя и задний кожух маховика.Устанавливаем маховик и затягиваем его.Устанавливаем масляный насос и закрываем поддон.Еси поддон емкостью вперед двигателя то ложим перед спускной пробкой доску дюймовку и отпускаем за поддон двигателя блок убрав из под блока гильзу цилиндров.Когда блок поддоном лежит на земле,то перевернуть его на поддон всей плоскостью с помощью лома не проблема.Как только блок занял у нас вертикальное положение начинаем устанавливать головки,штанги коромысла.Устанавливаем шкив коленвала и заодним регулируем клапана.Затем переходим к установке масляных фильтров сцепления,ТНВД ,Площадки компрессора,компрессора,генератора,турбины,стартера.Прокачиваем из чистой емкости топливную систему и если нужно регулируем момент впрыска.Ставим все ремни на место и регулируем их.Смысл в том чтоб сделать все по двигателю на месте чтоб потом не прыгать по раме попугаем.

Когда двигатель полностью укомплектован отрегулирован и соответствует агрегату первой комплектации,то поставить его на место и завести никаких проволочек не вызывает.Да по ремонту хотел поделиться вот еще каким опытом.Эксплуатируя автомобиль маз нередко приходиться серьезно напрягаться.Многих из нас поджидает радикулит и тому подобные болезни,и многих точно эта чаша не минует.Потому поднимая некоторые детали хотелось бы напомнить о следующем.В юности ходил заниматься штангой,больших результатов не достиг,но запомнил слова тренера.Если хотите дружить со штангой тренируйте ноги.Ведь у человека становой пресс тянет около 200 кг у среднего человека,потому нагружайте ноги держа прямой спину.Для справки головка ЯМЗ-238 весит около 90 кг коленвал 120 кг.Приходилось много раз снимать одному головку с двигателя ЯМЗ-238.Так как оторвешь ее от прокладки монтировкой,то за счет ног при прямой спине и вытянутых руках удается ее приподять со шпилек и переставит на колесо.И как думается без ущерба для здоровья.Но лучше и беспорно такие детали перетаскивать вдвоем.

Комментирование